Аэропорт «Симферополь» отдадут подставным «голландцам»?

Аэропорт «Симферополь» отдадут подставным «голландцам»?

  • 11.09.2012 09:47

На днях Совет министров АРК объявил победителя конкурса по реконструкции аэропорта «Симферополь». Им стала голландская компания Van den Akker Holding B.V., предложившая проект на полмиллиарда гривен. «События» попытались выяснить, что собой представляет эта фирма, однако информации о ней нигде нет, отсутствует даже интернет-сайт. Скорее всего, мы имеем дело с подставной структурой олигархов, необходимой для вывода бюджетных денег в оффшоры.

Тише воды, ниже травы
В конкурсе на строительство нового терминального и перронного комплексов, таможенного терминала и служебно-технической территории по обслуживанию самолетов участвовало только два претендента – упомянутая нами нидерландская Van den Akker Holding B.V. и некая литовская фирма, название которой в Совете министров почему-то предпочитают не называть. Во всяком случае, пресс-служба Республиканского комитета по транспорту и связи, распространившая итоги тендера, не захотела уточнять наименование второго участника, намеренно или нет – другой вопрос. Сам процесс был закрытым, без присутствия общественных организаций и журналистов, что уже наталкивает на одну крамольную мысль: организаторы мероприятия и «победитель» не хотят прозрачности и публичности в вопросах, связанных с использованием республиканской собственности и средств государственного бюджета.
Между тем, проект голландцев предусматривает и развитие инфраструктуры: строительство многоуровневого паркинга, отеля, офисных сооружений. Новый аэропорт якобы позволит увеличить на первоначальном этапе пассажиропоток – до четырех миллионов человек в год, грузооборот – до десяти миллионов тонн в год. В ближайшее время правительство автономии, Фонд имущества республики и инвестор должны заключить договоры и приступить к реализации проекта, предварительная стоимость которого составляет 560 миллионов гривен. Есть большая вероятность, это будет государственно-частное партнерство, впрочем, форму сотрудничества определит Совмин.

Неуловимые инвесторы

Мы попытались выйти на след предприятия Van den Akker Holding B.V., чтобы там предоставили нашей редакции эскизный проект, уточнили сроки выполнения работ и определили гарантии их выполнения. Увы, нас ждали сразу несколько неприятных сюрпризов.
Во-первых, такой «серьезный инвестор» не имеет собственного веб-ресурса, где заинтересованные стороны могли бы узнать об истории компании и ее руководстве, познакомиться с портфолио коммерческой структуры. Во-вторых, поисковые системы Интернета при вводе словосочетания «Van den Akker Holding B.V.» выдает только один результат – о будущей реконструкции аэропорта «Симферополь».
Но на помощь пришли сайты Торгово-промышленной палаты Королевства Нидерланды и международной фирмы Formacompany & Co Ltd, занимающейся регистрацией и легализацией компаний в странах-оффшорах. Именно туда выводят деньги украинские миллиардеры для ухода от налогообложения и сокрытия участия в тех или иных теневых бизнес-схемах, связанных с использованием бюджетных средств.

Следы ведут в Остербек

Оказывается, штаб-квартира загадочной компании Van den Akker Holding B. V. расположена в городке Остербек – неподалеку от более крупного Арнема. Учредителями и акционерами являются фирмы Voorbeeld B. V. и Fictie Beheer B. V. Пока более подробной информации нет, но мы постараемся в ближайшее время найти ее – и расставить точки над «i».
Кстати, выяснилось, буквы B. V. в русском языке означают давно знакомые нам ООО, то есть Van den Akker Holding является обществом с ограниченной ответственностью. Для регистрации подобной в Голландии нужно указать: название фирмы, юридический адрес, основные направления деятельности. Далее в Министерство юстиции необходимо подать копию паспорта директора компании и письменные данные о предприятии, выполненные на фирменном бланке. После надо открыть депозитный счет в банке, составить и заверить у нотариуса Устав, затем документы утверждаются Минюстом. И последний этап – регистрация в местных налоговых органах и в Коммерческом реестрe местной Торговой Палаты, а так же получение номера регистрации компании.
Как сообщает Formacompany & Co Ltd, любому человеку потребуется максимум три недели для регистрации компании, ее создание обойдется в шесть тысяч фунтов стерлингов, и потребуется один учредитель и один акционер, Уставной капитал должен быть минимум восемнадцать тысяч евро.
По европейским меркам, Van den Akker Holding B. V. – маленькая скромная компания. Она нигде не засветилась, о ней не говорят в Голландии, ее директора и акционеры – никому не известные в крупном строительном (тем более инвестиционном) бизнесе люди.

Сценарий отрабатывался в Одессе

Между тем, интересно проследить, куда уходят украинские корни нидерландской фирмы. К примеру, уточнить, кто на самом деле является руководителем проекта реконструкции аэропорта «Симферополь». По официальным данным Республиканского комитета по транспорту и связи, это – некая Зоя Саранди. Дама в разное время имела отношение к «Украинской торговой гильдии» (киевский консалтинговый холдинг) и компании «Киевбестбуд» (о ней информации в интернете нет, разве что упоминается в заметке о проведении архитектурного форума).
По неофициальной версии, руководит проектом Алексей Кочанов – бывший директор по маркетингу, экс-первый замгенерального директора авиаперевозчика «Аэросвит» (владелец – днепропетровский олигарх Игорь Коломойский). В 2010 году он засветился уже как представитель скандально известной структуры – ООО «Одесса аэропорт девелопмент», занимающейся реконструкцией международного аэропорта «Одесса». С подачи тамошнего мэра – регионала Алексея Костусева – городские власти создали с указанной структурой международный консорциум, планируемые инвестиции которого составляют 180 миллионов долларов. Как и в нашем случае, долгое время не удавалось найти реальных учредителей общества с ограниченной ответственной. Позже выяснилось, это – британская фирма Odessa airport development Ltd. с уставным капиталом в один фунт стерлингов. В свою очередь фирму Odessa airport development Ltd. учредили две кипрские, оффшорные структуры, никогда и нигде не упоминавшиеся в прессе и интернете. В итоге аэропорт «Одесса» бесплатно попал в руки двух миллионеров Бориса Кауфмана и Александра Грановского, связанных с главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным и старшим сыном главы государства – Александром Януковичем, пишут корреспонденты газеты «Свободная Одесса».  

«Это обман, и даже не изысканный»

По мнению руководителя инвестиционной компании Phoenix Capital Ильи Сагайдака, Van den Akker Holding B. V.  – одна из формальных зарубежных компаний, открывающихся на номинальных акционеров, которыми являются местные «бомжи». «Скорее всего, через нее будут прокручиваться бюджетные деньги, которые после попадут в Украину через субподряды. Конечно, сметная стоимость реконструкции будет расти постоянно – и в итоге дойдет до миллиарда и больше. Но всякий раз нам будут говорить: не рассчитали, объект оказался сложнее, но достроить-то нужно! Я бы на месте журналистов запрашивал у компании фамилии конечных бенефициаров, – рассуждает эксперт. –  Вообще, в нормальном тендере должны участвовать только публичные компании: они должны подавать каждые полгода финансовый отчет регулятору и вывешивать на сайте данные о любом изменении устава, акционерах. Обязательно должен быть IR, полностью  владеющий данными и обязанный предоставлять их по запросу. Наличие сайта у крупного инвестора даже не обсуждается, это обязательно! Ну, не существует компаний в Европе, которые хоть самую малость собой представляют, и при этом не являются публичными, не говоря уже о тех, кто участвует в тендерах за границей. Нет других вариантов, это – обман, даже не изысканный!».
Таким образом, мы можем предположить: в автономии с аэропортом «Симферополь» хотят провернуть несколько сомнительных схем. В результате одной из них, воздушные ворота Крыма в течение нескольких месяцев, быть может, года отдадут украинским миллиардерам или членам семьи Виктора Януковича. Говорить о том, кому конкретно достанется жирный кусок – сейчас трудно, ведь мы не знаем, кто стоит за Van den Akker Holding B. V. И если вовремя не начать бить тревогу, не потребовать от властей республики отчета о проведенном конкурсе, то крупный инвестиционный проект будет потерян для государства.