Чукча, чукча – телефона кушать просит!

Чукча, чукча – телефона кушать просит!

  • 26.09.2013 09:48

Все мы знаем этот старый советский анекдот про чукчу, который просил у телефона поесть. Однако сейчас обстоятельства в Украине складываются так, что сам телефон начинает просить у нас поесть, да еще и с аппетитом. В августе Антимонопольный комитет Украины закончил свое расследование и сделал вывод о неправомерности применения повышения мобильными операторами абонентских плат и прочих условий, которые мобильные операторы устанавливают для своих потребителей, которыми являемся мы с вами. Данные нарушения особенно интересны в контексте разгоревшегося недавно скандала, связанного с использованием самыми расторопными гражданами, прозванными мошенниками, акций одного из лидеров рынка мобильной связи. Итак, кто же на самом деле мошенники – практичные граждане, которые придумали, как обогатиться на акции, или сами мобильные операторы, которые только и думают о том, как бы дополнительно подзаработать на своих клиентах? 

1. А, антимонопольный комитет против!

 

Пресс-служба Антимонопольного комитета сообщила о том, что действия трех ведущих украинских операторов мобильной связи заинтересовали Антимонопольный комитет, в результате чего была проведена проверка законности и обоснованности их действий. По результатам этой проверки комитет выявил ряд существенных нарушений. Так, неправомерным считается повышение мобильными операторами абонентских плат; необходимость пополнения счета на установленную цену, как условие для восстановления возможности пользоваться всем объемом услуг; перевод на другой тарифный план без предварительного уведомления абонентов; повышение платы за соединение; установление мелодии вместо гудка без предварительного уведомления абонентов и снятия с их счета платы за эту услугу; изменение стоимости услуги.

Специалисты отмечают, что операторы не имеют права менять условия действующих тарифов без согласования с потребителями и то, что они делают это, просто уведомляя клиентов, неправильно. Таким образом, нарушается один из основных принципов гражданского права – принцип договора, в результате чего потребитель не имеет возможности влиять на условия, которые ему, по сути, навязываются оператором.

 

2. Скандал вокруг «потребителей-мошенников».

 

Когда-то, в функциональные обязанности мобильных телефонов входили только звонки да смски. Теперь же мобильные операторы предлагают столько различных функций и возможностей, что некоторые находчивые граждане даже умудряются заработать на них.

За несколько недель до расследования Антимонопольного комитета одна из ведущих компаний на рынке телекоммуникационных услуг ввела новую услугу, которая привела к негативным для самой компании последствиям. Так, несколько месяцев назад был введен сервис электронной коммерции, который позволял оплачивать различные услуги деньгами с мобильного счета, а также, что самое важное, выводить полученные деньги на банковскую карту и получать их, таким образом, не в виртуальном, а в реальном виде.

Однако проницательные граждане придумали нехитрую схему, как на данном сервисе можно подзаработать. Приобретя специальные устройства, которые могут осуществлять звонки с нескольких сим-карт одновременно, находчивые украинцы звонили на карты специальных предложений данной компании, в которых за входящие звонки насчитывались бонусы в размере 30 копеек в минуту, с номеров других мобильных операторов, где сумма звонка на другого оператора могла стоить 25 копеек. Таким нехитрым способом на каждой минуте граждане, которых уже окрестили мошенниками, зарабатывали 5 копеек.

Примечательно, что данная схема существовала и раньше, однако введя данный сервис, компания сама дала возможность выводить средства напрямую на свои банковские карты, давая возможность спокойно обогащаться при этом. Представители компании утверждают, что мобильные кошельки используют для коммунальных платежей и интернет-счетов, однако, по слухам, до 75 % транзакций совершается с целью обналичивания данных бонусов.

 

3. Полюбившаяся всем услуга «GOOD’OK».

 

С данной услугой уже успели познакомиться и «полюбить» многие пользователи одного из ведущих мобильных операторов. Дело в том, что большинство гостей Украины, количество которых в Крыму летом увеличивается в разы, предпочитают пользоваться услугами наших местных операторов и порой сталкиваются с комическими ситуациями.

Один из гостей полуострова, англичанин с украинскими корнями, поведал удивительную для него и совсем уже привычную для нас историю. По его словам, к нему пришло смс-сообщение, в котором был текст следующего содержания:

«Услуга GOOD’OK для вашего номера будет подключена на протяжении 24 часов. Вы будете уведомлены о результате.

Поздравляем! Мелодия «Лeгкий бpиз» была установлена на 30 дней бесплатно. По окончанию указанного термина оплата стоимости 9 грн за мелодию происходит каждые 30 дней до самостоятельного отказа от мелодии».

Набрав свой номер с другого телефона, наш гость изумился, какую противную мелодию ему без его ведома и согласия установили, да еще и по окончании месяца будут взимать с нее плату в размере 9 гривен. Несмотря на то, что иностранец приехал в Украину всего на пару недель, он принципиально воспротивился тому, что без его ведома и главное согласия, компания установила подобного рода услугу. Потратив 15 минут, зашел на сайт компании и решил отказаться от мелодии, но все оказалось не так просто. Подтвердив отказ от услуги, он, перенабрав свой номер, вместо «Легкого бриза» услышал не менее противную мелодию, которая автоматически устанавливается в случае, если закончился срок заказанной мелодии. Никогда не видевший и не слышавший такого, огорошенный англичанин, потратив еще 5 минут своего времени, вновь отказался от данного предложения и, слава Богу, ему вернули его привычные гудки.

Подобный подход мобильного оператора очень удивил иностранного гостя, а особенно тот факт, что без его согласия его заставили принять совершенно ненужную и платную услугу. Также его поразило, что услугу подключили мгновенно, а вот чтобы отказаться от нее потребовалось потратить добрых полчаса времени, которое на курорте можно использовать куда более интересно.

Иностранный гость привык отстаивать свои права, в его стране это нормально, и поэтому, приложив усилия, он добился своего. А сколько тысяч граждан Украины, получая подобные принудительные услуги, попросту не хочет связываться с оператором и исправно платит за мелодии (это в лучшем случае, а в худшем просто за какой-то бред), которые звучат вместо привычных гудков?

 

4. Так кто же мошенники? (Итоги)

 

После вышеописанных услуг и манеры их предложения этот вопрос складывается сам собой. С точки зрения Уголовного кодекса, людей, которые промышляют занятием по собственному обогащению благодаря таким акциям, нельзя считать преступниками, потому что никаких противозаконных действий они не совершали. Компания сама создала им такие условия, и в случае, если она считает, что терпит убытки в результате противоправных действий «мошенников», то может обратиться в правоохранительные органы, или, что еще проще, отказаться от такой системы бонусов.

А вот Антимонопольный комитет Украины настоятельно рекомендовал операторам мобильной связи изменить условия предоставления услуг (только с согласия абонентов). Ведь принцип договора еще никто не отменял, и не стоит забывать, что, будучи даже простым потребителем, вы являетесь полноправной стороной договора предоставления услуг, и все односторонне принятые, ущемляющие ваши права, условия должны быть согласованы с вами.  Поэтому, пока у мобильных операторов будет сохраняться монопольное право диктовать условия, вопрос – кто же в нашей стране мошенники – проницательные граждане или диктующие свои правила игры мобильные операторы, остается открытым.

Вячеслав Невинный