Исход христиан из Крыма.  Как крымские греки стали донецкими

Исход христиан из Крыма. Как крымские греки стали донецкими

  • 07.08.2013 11:44

Событие, произошедшие в 1778 году, предваряли сложные переговоры между духовными лидерами христианских общин полуострова, руководителями Крымского ханства и российскими политическими и военными деятелями, длившиеся с 1771 года. В результате за полтора месяца Крым покинули более 30 тысяч христиан – половина из всех проживающих на то время.

23 апреля 1778 года, в день Пасхи, митрополит Игнатий после литургии в пещерной церкви Успенского монастыря близ Бахчисарая объявил своей пастве о состоявшемся с русским правительством соглашении о переселение христианского населения полуострова в Северное Приазовье.

Игнатий Гозадинов, родившийся на острове Фермья (современное название Кифнос, находится в южной части Эгейского моря), был назначен митрополитом Готфейско-Кафайской епархии в Крыму в 1771 году. Игнатий практически сразу после прибытия в Крым стал писать письма о принятии крымских православных под покровительство «Великой императрицы». В этих письмах не было ни строчки о переселении, однако власти Российской империи интерпретировали просьбу по-своему.

Причины исхода

Историки спорят относительно истинных причин, которые подвигли императрицу Екатерину на переселение христиан из Крыма. С одной стороны, в ходе первой русско-турецкой войны Россия добилась в 1772 году объявления независимости Крыма от Османской империи. Следующим шагом должно было быть присоединение Крыма. Христианская община дружески встретила единоверные российские войска и могла стать опорой будущей российской администрации. С другой стороны, для ослабления Крымского ханства необходимо было подорвать его экономическую основу. И фельдмаршалом Румянцевым был предложен вариант экономического ослабления ханства путем вывода из Крыма основной категории налогоплательщиков: греков, армян и грузин, в руках которых была сосредоточена практически вся торговля ханства. Все они исповедовали христианство, и сам собою напрашивался вариант спасения православных и католиков от мусульманского угнетения.

За месяц до пасхального обращения Игнатия фельдмаршал Петр Румянцев назначил Суворова командующим войсками Крыма и Кубани. Суворов собрал руководителей армянской, греческой и католической общин и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. При этом им даровалось право на свободное занятие торговлей и ремеслами, беспошлинное пользование «из рек рыбной ловлею и из лесов дровами»; освобождение от всяких податей на десять лет и на 100 лет – от военных постоев и от исполнения воинской службы.

Современники и позднейшие исследователи обвиняли духовных лидеров трех христианских общин Крыма в получении денег от российского правительства. В награду за содействие в выводе христиан из Крыма митрополит Игнатий получил 6 550 рублей ассигнаций, архимандрит Маргос – 2 820 р., католический пастор Яков – 1 250 р. Всем трем на покупку двух карет, двух колясок, лошадей и упряжи дано 2 799 р. Весь вывод христиан обошелся правительству в 230 тысяч рублей ассиг.

Хану Шагин-Гирею даровались земли южнобережья (ранее входившие в состав Османской империи), что позволяло ему упрочить свое положение среди вассалов, чьи владения были до того во много раз обширнее ханских. Кроме того, Шагин-Гирей получил вознаграждение за ушедших христиан в размере 50 тыс. рублей, и такая же сумма была выделена братьям хана, беям, мурзам и ханским чиновникам. Тем не менее, инициатива властей Российской империи стала для хана громом с ясного неба и не могла не привести его в ярость. В знак протеста Шагин-Гирей покинул свой дворец и разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы.

Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму; татары с крайним негодованием говорили о выходе и пеняли на хана, который равнодушно смотрит на распоряжения представителей России. Со своей стороны, и христиане не меньше татар противились выходу. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: «Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, то мы все-таки никуда не уйдем».

31 286 переселенцев

Русское правительство прислало из Азовской губернии 6 000 подвод, на которых были размещены греки, армяне, грузины и прочие христиане. По точным данным число всех переселенцев было 31 286 человек. В число греческой общины входили также волохи и грузины. Общее число священников во время исхода было 83. Свою святыню, явленную икону в честь Святой Марии пещерной церкви (ныне Свято-Успенский монастырь), христиане увезли не без затруднений и с большими предосторожностями, так как она пользовалась почитанием и со стороны татарского населения, и ее пытались задержать в пути.

Вначале переселили городское население из Кафы, Бахчисарая, Карасубазара, Козлова, Ак-Мечети и Старого Крыма (5 августа – 1 122 души, 15 августа – порядка 3 тыс. душ). Затем переселили сельское. Уже 18 сентября все было завершено. Переселенцам  изначально были выделены земли в районе Екатеринослава (Днепропетровска). Из-за неудачности этих земель (заселенности и не самой подходящих для традиционных способов земледелия ландшафтов), армяне-григориане массово переселились в низовья Дона, основав там город Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань, сейчас часть Ростова-на-Дону).

Греки-переселенцы сначала прибывали в Александровскую крепость, затем отправлялись на зимний постой по близлежащим селам, хуторам и в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. Около двух лет они провели вблизи Екатеринославля, за это время митрополит Игнатий добился, чтобы места поселения греков были определены в границах Павловского уезда. Город для купцов греки могли построить в устье Кальмиуса. Но здесь уже был город Павловск, названный в честь сына Екатерины II. Греков не устраивало название, ибо свой город они хотели назвать Мариуполем, в честь Святой Марии, чудотворную икону которой они намечали установить в главном соборе города. В устье реки Волчьей, где греки отказались поселиться, намечался к строительству город именно с таким названием, правда, в честь другой Марии – жены наследника русского престола, невестки Екатерины. Проблема разрешилась чрезвычайно просто. Без бюрократических проволочек Потемкин просто поменял двум городам названия, и Павловск стал Мариуполем, а предполагавшийся Марионополь – Павлоградом.

Мариуполь XIX век

Мариуполь ХIХ век

Переселение в Мариупольский уезд

Весной 1780 года начался завершающий этап переселения – переход христиан-греков в Мариупольский уезд. Переходили небольшими партиями, состоящими из жителей одного или нескольких крымских селений, и селились по желанию на определенных для устройства сел местах. На территории Мариупольского уезда переселенцы из Крыма поселились в 20 селах.

Выходцы из крымских городов и сел селились отдельно друг от друга, образуя кварталы и селения. Так появились села Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана и многие другие. В них основывались храмы, одноименные с оставшимися в Крыму. В некоторых селах, как Урзуф, храмы уже были – казацкие. Они просто передавались грекам.

Греки пяти небольших сел, Демерджи (Фуны), Алушты, Улу-Узень, Кучук-Узень, Куру-Узень, располагавшихся у подножия горы Демерджи, поселились вместе. Митрополит дал новому селу пышное название – Константинополь, в честь столицы Византии и родины всех греческих митрополитов. Константинополь существует и поныне. В нем живут выходцы из Алуштинского района. Нынешний поселок относится к Великоновоселковскому району Донецкой области. Его население – около 1 000 человек – занято сельским хозяйством. Фамилии местных жителей: Демерджи, Чердаклы – в память об исторической родине.

26 июля 1780 года во главе с митрополитом Игнатием переселенцы прибыли в город Мариуполь. Здесь поселились выходцы из шести крымских городов: Кафы (Феодосии), Бахчисарая, Карасубазара, Козлова (Гезлева – Евпатории), Бельбека, Балаклавы и предместья Бахчисарая Мариам. Большинство этих названий долгие годы сохранялось в названиях городских предместий, где жили ремесленники (Кефе, Гезлеве, Карасубазар, Бахчисарай и Марьинск), а позже – в названиях улиц.

15 августа 1780 года в Мариуполе состоялись торжества по случаю завершения переселения. Переселение крымских христиан-греков, продолжавшееся более двух лет, завершилось. Сейчас в Донецкой области проживают около 100 тысяч греков – потомков тех, кто 235 лет назад переселился из Крыма в Приазовье.

 

1. Только один из трех переселяемых крымских греков поселился в Мариупольском уезде. Остальные погибли от болезней во время переселения, либо вернулись обратно в Крым.

 

2. «Известия Таврической ученой архивной комиссии» в 1899 года писали, что «когда в 1778 г. греков переселяли из Крыма, то многие из них, не желая покидать родные края, приняли мусульманство и сказались татарами. И до сих пор в некоторых селениях Южного берега татары соблюдают христианские обычаи и носят чисто греческие фамилии. Известный исследователь Крыма, посетивший Крым 13–14 июля 1898 года, А. Л. Бертье-де-Лагард писал: «Выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле».

 

 

Митрополит Игнатий

Крымский календарь:

 

03 августа 1928Владимир Маяковский написал стихотворение, посвященное Евпатории: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории».

 

04 августа 1855 сражение Крымской войны у реки Черная. В сражении объединенные франко-сардинские войска нанесли поражение русской армии.

 

05 августа 1778 – началось переселение христиан (в основном греки, армяне и грузины) из Крыма в Приазовье. Операцией руководил Александр Суворов.

06 августа 1944 – «Артек» возобновил свою работу после Великой Отечественной войны – в лагерях «Верхний» и «Суук-Су» открылась первая послевоенная смена.

07 августа 1947родилась Ротару София Михайловна, народная артистка СССР и УССР, Молдавии, эстрадная певица. С 1977 года проживает в Ялте.

08 августа 1877 – родился Александр Ханжонков, русский  кинопредприниматель и кинодеятель, основатель первой в России киностудии – Ялтинской. 

Юрий Уманский