Из Цюриха в Крым… и обратно к несчастьям

Из Цюриха в Крым… и обратно к несчастьям

  • 24.09.2012 11:01

Куда и почему ушли крымские швейцарцы. Это была единственная в Крыму колония швейцарцев. И что от них осталось на моей крымской земле? Могилы, травой поросшие, несколько домов и раритетные вещицы, попавшие к другим хозяевам после изгнания прежних, а с недавних пор очень интересный музей. Он хранит добрую память о людях, замечательно обустроивших этот уголок полуострова. Теперь бывшее швейцарское село похоже на все крымские… Цветущим, короче, не назовешь…

В поисках счастья
После присоединения Крыма к России крымские татары подались в Турцию искать лучшей жизни, а после завоевания Швейцарии Францией и разразившегося кризиса немецкоязычные швейцарцы отправились в поисках счастья в Крым. Александр I пообещал им льгот немерено. Освобождались они от рекрутских повинностей и податей на 30 лет, получали ссуды и большие земельные наделы, могли выбирать себе любое место жительства, за исключением Севастополя…
Дорога в музей
Путь из Швейцарии в Крым был труден и долог, и часть людей повернула обратно, многие похоронили в дороге детей – их забрала эпидемия оспы. Остановились они поначалу в крымской степи и хлебали невзгоды, пока не нашли оставленную крымскими татарами деревню Джейлау. Переименовали ее в Цюрихталь в честь кантона Цюрих, который покинули. «Таль» же в переводе с немецкого – «долина». Всего в 1804 году прибыло в эти края 228 эмигрантов.
Перескочив 200-летний период, скажем, что в бывшем Цюрихтале – ныне селе Золотое Поле Кировского района – из потомков переселенцев осталась только семья Натальи Яковлевны Шептуховой, секретаря Золотополенской школы, в которой и находится интереснейший музей истории и культуры швейцарских переселенцев в Крыму.
Потомки цюрихтальцев, проживающие теперь в разных странах мирах, собрали средства и помогли оформить этот музей. А сотрудники Крымского этнографического музея поделились копиями документов и фотографиями, найденными в Крымском госархиве. Сегодня Золотое Поле – один центров этнографического туризма. Ежегодно сюда приезжают иностранцы, чьи прадеды и прабабки жили в Цюрихтале. О недавнем визите канадцев мы рассказали в прошлом номере нашей газеты.
Окорок с картошкой
– В наши края в начале XIX века пришли из Швейцарии в основном бывшие ткачи, прядильщики и ремесленники. Были и крестьяне, но поначалу они не знали, какие культуры можно выращивать в иных климатических условиях и на новых почвах, – рассказывает заведующая школьным музеем Ирина Федосова. – А тут еще набеги саранчи и эпидемия чумы, унесшая жизни десятков переселенцев. Только через 20 лет колонисты перестанут наконец бедствовать, обживутся в новом краю.
Поначалу занялись швейцарцы овцеводством и стали выращивать пшеницу, поставляли ее на крымский рынок. Удобрения использовали экологически чистые. Применяли конский навоз и золу, хранили их на подворьях в специальных помещениях.
Лошадей нормандской и фрисландской пород они скрестили с местными и получили крупную и выносливую лошадь. Большим успехом пользовалась на губернских и уездных ярмарках и «красная немецкая корова», так называемая немка. Но любимым белковым продуктом этой местности была, конечно, свинина. Хрюнделей выкармливали в огромном количестве – как для себя, так и на продажу. Цюрихталь славился и окороками, и картофелем. Выращивали здесь зерновые, табак, арбузы, лен, фрукты да овощи – натуральное хозяйство потихоньку выводило село из бедности.
Отстроили переселенцы добротные дома, в некоторых из них и сейчас живут золотополенцы.
Музыка селения
Со временем поднялись деревья, и Цюрихталь утонул в зелени. Ах, представьте, каким было это село! По весне расцвели клумбы и сады, а меж ними на ровных улицах стояли выбеленные дома под красными крышами… По тротуарам, мощенным камнем, шли в храмы разряженные семейства. (Поначалу поселенцы сохраняли костюмы тех местностей, из которых прибыли.)
А после службы из окон цюрихтальских домов летели звуки фисгармонии. Правда, таким дорогим инструментом обладали исключительно богатые колонисты. Фисгармонию можно увидеть в Крымском этнографическом музее. Здесь созданы прекрасные экспозиции интерьеров крымских немецких домов (практически в таких жили и швейцарцы).
Оскорбление, как преступление
Тяжких преступлений в Цюрихтале не совершалось, но кое-какие правонарушения все же бывали. Это нынче на городской ли, сельской улице люди без стеснения посылают друг друга куда подальше…
– Цюрихтальцы такого не спускали, – продолжает рассказ Ирина Федосова.– Вопросы чести были у них на первом месте, недостойное поведение обязательно разбиралось в суде.
Молодежи разрешалась попроказничать на Троицу. И они уже, как теперь говорят, отрывались по полной: засоряли трубы, снимали калитки, выливали воду из бочек… А вот если закидывали дом яйцами, это считалось большим оскорблением.
Шлахфест и гадание по селезенке
Ни один праздничный стол не обходился без традиционной капусты и яств из свинины. Швейцарские дома в Золотом Поле сохранили огромные чердаки, на которых коптили окорок.
Был такой день, когда все село объедалось свежиной, кровяными колбасами, пело песни, плясало да вино с пивом попивало. Этот праздник назывался Шлахфест. В этот день свиней резали по всему Цюрихталю.
«Часов в шесть утра мужчины забивали скот, – сохранились воспоминания старожилов, – а женщины чистили внутренности, топили жир, коптили сало, нарезали мясо. Существовал любопытный обычай – гадание на свиных внутренностях…» К сожалению, крымская истории не сохранила свидетельств, как это происходило, однако известно, что немцы, жившие в Поволжье и на Украине, забив свинью, очень внимательно рассматривали ее селезенку. Считалась, что если на ней видны очертания гроба, то кто-то из близких в скором времени может покинуть этот мир. По селезенке могли предсказать – будет зима лютовать или нет. Думаю, что церковь не поощряла таких языческих предрассудков, как не поощряет и сейчас, но жажда узнать тайны будущего неистребима.
Философия веры
В этом селе достойно уживались люди разных вероисповеданий. В доме на почетном месте у них висели полотенца и панно, украшенные жизнеутверждающими девизами и цитатами из Библии: «Любить и быть любимым – это настоящее счастье на земле» или «Благослови, господь в моем доме всех входящих и выходящих»…
Апогей
Расцвет колонии пришелся на вторую половину XIX века. Появились прогрессивные орудия для обработки полей, дети учились в церковноприходских школах и училище, которые финансировались на средства поселян… Уровень грамотности населения здесь был на порядок выше, чем в других регионах. Цюрихталь стал волостным центром.
Спираль истории
Но спираль истории сделала очередной виток. XX век начался с эпидемии чумы, а в преддверии Первой мировой войны к немцам, а иже с ними и к немецкоязычным швейцарцам отношение стало резко негативным. Фактически им было предписано либо принять православие, либо продать свое недвижимое имущество. Это называлось борьбой с немецким засильем в России. Немцы и швейцарцы стали покидать обжитые земли. Цюрихталь же переименовали в Святогорье. А вскоре грянула революция, на церкви вывесили красный флаг. Правда, потом на время одумались и сняли. Пастора Эмиля Холодецкого арестовали и, устроив показательный процесс, расстреляли. Часть бывших колонистов бежала из страны, но советская власть спохватилась и наложила запрет на выезд за границу. Святогорье стало колхозом «Пятилетку в четыре года».
В 1941 году всех немцев и швейцарцев выселили из Крыма. На полуострове ликвидировали 121 немецкий колхоз. Впереди были ужасы депортации, трудовых лагерей, стройки и лесоповалы…
В пустые дома колонистов вселились люди других национальностей.
Родом из Цюрихталя
…В 1941-м остался в этом селе только один коренной цюрихталец – шестилетний Яша Сиников. Его маму, по происхождению немку, отправили в Казахстан, а его русский отец с войны не вернулся. Яша был очень слаб здоровьем, и бабушка по отцовской линии какими-то правдами и неправдами смогла оставить его у себя.
После войны немцам и швейцарцам не разрешили вернуться в Крым. Со своей мамой, Анной Самуиловной Штаубер, Яков встретится только через 30 лет, тогда же увидит свою бабушку и Наталья Синикова (ныне она Шептухова). Род Анны Штаубер идет от гончаров Штауберов, основавших Цюрихталь. Бабушка так тепло рассказывала тогда внучке о своей крымской родине… выгнавшей ее на чужбину.
…В кирхе теперь обустроен православный храм. Да поможет нам всем Бог никогда вынужденно не покидать родимые края.