КАЖДЫЙ ПИШЕТ…

КАЖДЫЙ ПИШЕТ…

  • 10.09.2012 16:00

Это просто кошмар, до чего безграмотен интернет! Точнее, безграмотны те, которые там рассуждают про грамотность. Я вот сейчас пишу свои размышления по случаю Международного дня грамотности, который отмечался 8 сентября. Полистал сайты, чтобы выяснить, сколько же на планете несчастных, которые не читали букварь. А там такой разброс в цифрах, что очуметь можно!

Ну, если специалисты не в силах одолеть простое арифметическое действие – посчитать неграмотных, то встает вопрос о грамотности самих спецов. Да, дожили, называется…
Но, можно сказать, пятая часть человечества не знает букв. Меня эта цифра потрясла. Полвека в космосе летаем, окружили себя потрясающей техникой и чудо-технологиями, а при этом один миллиард четыреста миллионов человек находятся на первобытном уровне, не ведая элементарной грамотности.
Это какая-то страшная несправедливость и жестокий цинизм мирового сообщества! Как можно тратить вагоны денег на вооружение, войны, предметы умопомрачительной роскоши (зачем, к примеру, одному человеку пять яхт, или сто костюмов, или золотой унитаз?..) и при этом равнодушно взирать на то, что нет школ для детей? Возникает даже коварный вопрос: а может, шибко грамотные политики и большие ученые совсем не туда прокладывают путь нашей процветающей цивилизации?
Впрочем, что впустую пенять безликому «мировому сообществу», когда грамотность уже не является всеобщей и в нашем обществе, как это было во времена СССР? Жаль, нет статистических данных, но разве незаметно, что процент грамотности поколения, родившегося после 1991 года, гораздо ниже? И ведь не скажешь, что ситуация меняется к лучшему.
Ну а если задаться вопросом об уровне знаний нынешних школяров и студентов, то проблема грамотности, а вернее, безграмотности приобретает и вовсе угрожающий масштаб. Проще всего это увидеть на примере эпистолярного жанра. Зачахнув в форме традиционного письма, он воскрес в виде «комментов», «блогов» и прочих письменных упражнений в социальных сетях интернета. Так вот, такое впечатление, что грамматика для русскоязычной молодежи – лес дремучий. Вот уж, воистину, как пел Окуджава, «каждый пишет, как он слышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить». Грамотность на уровне пятиклассника-двоечника. Да признаться, и сами «комменты», как правило, не блещут глубиной – скудость языка, тривиальность суждений и никакого полета мысли… Так ведь не «дышим» литературой, поэтому и «мычим», а не излагаем. «Пичалька», одним словом, как пишут сами блогеры.  
Не уверен, что современная школа способна серьезно повлиять на ситуацию. Школа как институт образования отстала от требований времени и нуждается в серьезном реформировании. Самообразование спасет лишь небольшую часть молодежи, которая стремится к знаниям. А вот семья могла бы решить проблему безграмотности хотя бы своего чада. Чтение и еще раз чтение – сначала сказок, потом учебников, классики, хорошей современной литературы, поэзии…
Да, это невероятно трудно. Так ведь легко – это пиво на пляже…