Крым: есть дорого

Крым: есть дорого

  • 10.06.2014 07:54

За последний месяц в Крыму резко выросли цены на бытовые товары, технику и продукты питания. Больней всего по жителям полуострова «ударили» цены на еду, которая стала дороже в среднем на 20-40%, чем в Украине. Прежде всего, это огорчило крымских пенсионеров и бюджетников, которые, несмотря на повышение Россией пенсии и зарплат, стали беднее.

Основные причины роста цен в крымских магазинах – девальвация гривны – из Украины в Крым поступает немало импортных товаров, а также уход с рынка оптовиков из-за сложностей проезда на полуостров.

По данным источников «Экономической правды», российские и украинские пограничники снимают с перевозчиков «мзду» и проводят длительные проверки грузов. Кроме того, многие опасаются завозить товар из-за слухов, что груз просто-напросто забирают российские пограничники или представители местной самообороны.

Среди других причин – удорожание логистики из-за высоких цен на топливо и желание торговых сетей заработать на внезапно «разбогатевших» крымчанах.

Больше всего цены поднялись на сыры – дороже, чем в Киеве, примерно 30-50%, сливочное масло – 30-40%, творог –20-30%, свинину – 20%, конфеты – 20%. Не так сильно отличаются цены на говядину и рыбу – в пределах 10%.

Такая большая разница в стоимости продуктов делает бизнес в Крыму привлекательным для торговых сетей. Высокие наценки позволяют компенсировать и транспортные затраты, и сложности на «границе». Как показывают данные статистики, продажи в Крыму не падают.

«Объемы продаж не уменьшились по сравнению с прошлым годом за этот же период. В марте 2014 года, как и в 2013 году, нас посетили более 300 тыс. крымчан», – рапортовала на своем сайте компания «Новус» в апреле.

В апреле обороты крымских сетей и вовсе показали рост. Частично – за счет приезда чиновников из России, частично – из-за сообщений о переходе полуострова с 1 июня на рубли: населенные избавляется от гривневых накоплений.

От роста цен на бытовые товары и продукты питания сильно пострадали крымские пенсионеры и бюджетники. Не помогло им и повышение пенсий и зарплат от РФ. Ведь помимо разницы цен между Крымом и остальной Украиной к повышению стоимости продуктов питания следует добавить и инфляцию.

По данным Госстата, за январь-апрель 2014 года индекс потребительских цен вырос на 6,4%. То есть в среднем продукты в Крыму с начала 2014 года подорожали на 26,4-46,4%.

Это если считать в гривне. Однако крымские бюджетники получают рубли, а значит, и расплачиваются в российской валюте.

Многие магазины в марте, апреле и даже еще в начале мая пытались заработать на «разбогатевших» крымчанах, делая пересчет продуктов по завышенному курсу (до 4-4,2 руб. за 1 грн), вместо установленного фиксированного курса 3,8 руб. за 1 грн, а затем 3,1. То есть фактически еда стала дороже еще примерно на 5-10%.

«Я получаю минимальную пенсию. В марте мне выдали обычную пенсию – 1 060 грн. В апреле я получила пенсию на 25% больше – 5 тыс руб, в пересчете по курсу 3,8 это 1 315 грн. В мае мне выдали 6,05 тыс руб или 1 593 грн», – рассказала «ЭП» пенсионерка из Севастополя Нина Банина.

То есть богаче крымские пенсионеры не стали. Однако обещанное властями дальнейшее повышение пенсий – в июне и июле еще на 50% – должно улучшить жизнь крымских пенсионеров. Если, конечно, вслед за пенсиями не подорожают продукты.

Официально ни одна сеть, к которой обратилась «ЭП», не ответила на вопросы о поставках товаров в Крым, юридических нюансах работы и крымских заработках. К примеру, вот какой ответ пришел от компании «Новус Украина»: «К сожалению, вынуждены отказать вам в участии в данном материале».

Причина молчаливости сетей – нежелание ссориться с украинскими и российскими властями. Собственники супермаркетов хотят показать свою патриотичность Киеву и остаться работать в Крыму. Уже сейчас многие сети перерегистрировали свои магазины в Крыму на российские компании.

Так, супермаркеты Novus в Крыму переданы в управление ООО «Планета спорт», крымские Auchan переподчинили московскому подразделению ООО «Ашан», METRO Cash & Carry в Крыму передали в управлении специально созданной METRO компании Retail Property 5.

Впрочем, радужным перспективам крымских доходов украинских сетей могут помешать крупные российские игроки – «Мега», «Метро», «Магнит», «Лента». Они уже присматриваются к крымскому рынку и ведут переговоры с местными властями.

Если встанет вопрос пожертвовать украинской сетью в интересах россиян, никто из российских чиновников и глазом не моргнет. В зоне риска окажутся, прежде всего, не мировые сети, а украинские компании – АТБ, «Фуршет» и «Сильпо».

Автор: Андрей Киреев