Крым вне закона, или четыре юридических парадокса нынешней действительности

Крым вне закона, или четыре юридических парадокса нынешней действительности

  • 17.03.2014 13:24

С каждым днем происходящее на полуострове превращает некогда упорядоченную законодательную систему в юридический хаос. В окружающей нас реальности остается все меньше такого важнейшего фактора, без которого не может функционировать нормальное демократическое государство, как законность. А ведь пренебрежение законом всегда играет злую шутку с теми, кто осмеливается не считаться с ним.

1-й парадокс

Ни для кого в мире, ну, кроме России, не секрет, что происходящее в Крыму – вне правового поля. Помимо практически всех мировых цивилизованных стран, таких как США, Германия, Франция, Польша, Канада и многих других, незаконность происходящего признали и все ведущие мировые международные организации – ООН, ОБСЕ, НАТО.

А вся эта правовая вакханалия, началась с того, что Верховный Совет Крыма, в нарушение предусмотренной процедуры, назначил Сергея Аксенова крымским премьером. По закону данную должность должен согласовывать президент Украины или в случае его отсутствия исполняющий обязанности, однако ни и. о. президента Турчинов, ни даже признанный крымским парламентом Янукович такое назначение ПИСЬМЕНО не согласовывали, и получился первый юридический парадокс. Признавая власть Януковича, Аксенов стал премьером без его согласования, то есть в нарушение всех установленных процедур что в первом, что во втором случае.

2-й парадокс

Далее Верховный Совет Крыма принял решение о проведении Референдума 25 мая, затем 30 марта и, наконец, 16 марта. При этом практически каждый раз менялась формулировка вопросов референдума. Сначала предлагаемый вопрос звучал вполне скромно: «АРК обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений?», и предлагались два варианта ответа – «Да» и «Нет». Результат этого волеизъявления приводил бы или к сохранению нынешнего статуса Крыма, или к возобновлению действия Конституции 1992 года, в которой прописаны расширенные полномочия автономии. В обоих случаях Автономия оставалась в составе Украины. Однако вскоре вопросы были заменены, и суть референдума свелась уже совершенно к иному. Теперь крымчанам предложат два варианта ответов: «Вхождение АРК в качестве субъекта в Российскую Федерацию» и «Восстановление Конституции Крыма 1992 года и сохранение Крыма как составной части Украины?». Напомним, что по Конституции 1992 года Крым является практически независимым государством, которое строит свои взаимоотношения с Украиной на основе договоров и соглашений.

Парадоксально, но наш Верховный Совет не учитывает позицию тех крымчан, которые выступают за сохранения автономного статуса Крыма в составе Украины, но с расширенными экономическими полномочиями. Такого варианта ответа в бюллетень решили не включать. Почему? Может боятся, что большинство крымчан выберут именно его?

Такое метание в датах проведения и формулировках референдума, очевидно, связано с желанием руководства Российской Федерации поскорее решить вопрос вхождения Крыма в ее состав. Видимо, проблематично было до 25 мая удерживать в Крыму такое количество собственных войск, продолжая врать всему миру, что это местная самооборона, а не российские военные.

Представители большинства цивилизованных государств уже заявили, что не признают результат крымского референдума. Во-первых, потому, что его проведение нарушает законодательство Украины. Во-вторых, в ситуации, когда волеизъявление проходит под дулами автоматов и при отсутствии международных наблюдателей, говорить о легитимности его результатов просто глупо.

«США не готовы признавать какие бы либо результаты так называемого референдума, который собираются провести 16 марта», – прямо заявил посол США в Украине Дж. Пайетт.

Кроме того, в мировой юридической практике сложился правовой обычай, что вопросы, рассматриваемые на местных референдумах, весьма узки. Это могут быть культурные, природные, экономические и другие вопросы, ну уж точно не вопрос выхода отдельной территории из состава одного государства и вхождения этой же территории в состав иного. Признание подобного референдума мировым сообществом невозможно, так как это бы стало нежелательным юридическим прецедентом, который бы вызвал волну сепаратизма по всей Европе и не только.

3-й парадокс

Для поддержания «порядка» на Крымском полуострове были созданы так называемые «силы самообороны Крыма». В различных средствах массовой информации приводится масса доказательств, что загадочные вооруженные люди в форме без опознавательных знаков являются российскими военнослужащими. Некоторые из них сами это признают, даже на видеокамеру. Об этом же говорит и масса военной техники, с которой даже не удосужились снять российские военные номера (преимущественно Северо-кавказского военного округа). Да и идентифицировать принадлежность современных бронеавтомобилей «Тигр» можно и без автомобильных номеров – они есть только в распоряжении российской армии.

Данные действия на языке дипломатии называется аннексия (ред. – официальное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке. По международному праву аннексия – один из видов агрессии, и в настоящее время влечет международно-правовую ответственность). Конечно, можно понять намерения россиян, ведь если бы не многочисленные военные РФ, то Киев наверняка попытался бы помешать проведению референдума всеми имеющимися у него средствами, в том числе и силовыми.

То, что для этого пришлось нарушить ряд договоров и нарушить территориальную целостность братского государства, Россию не смутило. Чтобы была понятна парадоксальность ситуации: если бы в Белгородской области или на Кубани многочисленные проживающие там украинцы захотели бы провести аналогичный референдум, и Украина ввела бы туда своих военнослужащих для поддержания порядка, реакция России была бы вряд ли такой же сдержанной, как и Украины.

Россия решилась на опасный прецедент, кто теперь может гарантироваться, что собственные «отряды самообороны» со временем не появятся в Калининградском крае, на Курильских островах или на Дальнем Востоке?

 

4-й парадокс

Ни для кого не секрет что военная мощь России в разы превосходит армию Украины. Но если в современном мире решать вопросы только силой, то вскоре в мире наступит хаос и анархия. Важный момент, что не так давно Украина относилась к ядерным державам и обладала третьим в мире, после России и США, ядерным арсеналом.

Тогда нас убеждали, что это «тягарь» и от него нужно избавиться в обмен на международные гарантии. Поверив международным заверениям, в том числе и со стороны России, Украина подписала Будапештский договор. Согласно этому международному документу Украина отказалась от всех своих ядерных вооружений в обмен на гарантии со стороны России, США и Великобритании независимости и территориальной целостности нашего государства. Этот документ, обладающий высшей юридической и международной силой. Парадокс в том, что его нарушила одна из стран-гарантов! Россия не только является гарантом независимости и территориальной целостности Украины, ее руководители всегда заявляли, что русские и украинцы – «братские народы».

Опасность такого прецедента для мирового сообщества в том, что вряд ли, посмотрев как выполняются гарантии, предоставленные Украине, захотят отказываться от ядерного оружия те же Иран и Северная Корея. Ведь им так же предлагают гарантии в обмен на ядерное оружие.

Выводы

Кто же виноват в сложившейся обстановке? Можно, конечно, винить Россию и ее руководство. Однако, если бы мы жили в сильном и действительно независимом государстве, этого не случилось бы. Если бы все 23 года независимости центральные власти уделяли должное внимание проблемам и желанием крымчан, этого бы тоже не случилось. Крымский народ, безусловно, разочарован украинской властью, как прошлой, так и нынешней.

Президент Янукович и его Партия регионов неоднократно получали весомую поддержку жителей Крыма на всевозможных выборах, но крымчане не получали взамен ничего хорошего. Наоборот, у Крыма постепенно отбирали остатки автономии, крымчан выкидывали со всех более-менее важных постов в АРК: от председателя правительства, до начальника ЖЭКА и директора кладбища. Донецко-макеевская орда оккупировала все денежные потоки на полуострове. Ну а депутаты крымского парламента, те самые, которые теперь возомнили себя русскими освободителями и восстановителями исторической справедливости, как раз и помогали легализовать победоносный поход «македонцев» на Крым. Теперь же, выгнав донецко-макеевских, они назначили в Совет министров все тех же регионалов, к которым у крымчан много претензий.

Радует одно, что когда все страсти утихнут, новая украинская власть уже никогда не будет управлять Крымом по-старому, автономия получит реальные полномочия, а крымчане обновленную крымскую власть, которая будет уважать свое население.