Крымский голос Луи де Фюнеса

Крымский голос Луи де Фюнеса

  • 22.10.2012 14:27

Что объединяет комиссара Жюва из кинофильма «Фантомас», Леопольда Сарояна из «Разини» и  дирижера Станисласа Лефора из «Большой прогулки»? Все эти роли сыграл Луи де Фюнес. Мы их запомнили во многом благодаря легендарному и неподражаемому голосу Владимира Кенигсона, которым «разговаривал» великий комик.

Симферополь

Владимир Кенигсон родился 25 октября (по старому стилю) 1907 году в столице Таврической губернии – городе Симферополе. Его отец, Владимир Петрович, был дворянином шведского происхождения, присяжным поверенным. Он умер, когда Владимир был еще ребенком. Его мать – простая безграмотная кухарка, которая так и не научилась писать до конца жизни. После смерти мужа она устроилась работать уборщицей в ЧК, председателем которого был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине.

Володя с мамой жили на чердаке, прямо над квартирой Папанина. Посреди чердака лежало большое бревно. По воспоминаниям внука Кенигсона Алексея Эйбоженко-младшего, его дедушка, не понимая, зачем оно нужно, взял пилу и бревно перепилил. А у Папанина внизу упала люстра – оказывается, это бревно ее держало… Он рассказывал внуку, что людей расстреливали прямо во дворе их дома. Верхнюю одежду с убитых тут же снимали и относили на склад. Его потом кто-то туда по знакомству водил. Получилось так, что все детство Кенигсон проходил в одежде расстрелянных.

Учился Владимир в 1-й симферопольской гимназии. Окончил только 4 класса, но это не помешало ему поступить в драматическую студию при Симферопольском драматическом театре. Он ее окончил в 1925 году и был принят в труппу театра имени Горького. Последовали долгие два десятилетия игры в провинциальных театрах Днепропетровска, Куйбышева, других городов СССР. В этот период, интересны работы Кенигсона в спектакле «Живой труп», где он играл Протасова,  роль Свердлова и Толстого в «Большевике». Критики выделяли Владимира Владимировича в роли царя Федора Иоанновича, Уриэль Акоста, Фердинанда.

Москва, театр

Переломный момент в карьере провинциального актера произошел во время войны. Днепропетровский театр, в труппе которого выступал Кенигсон, оказался в эвакуации в Барнауле. Там уже не молодой актер попался на глаза главному режиссеру Камерного театра Александру Таирову, на которого актер произвел колоссальное впечатление. Таиров пригласил его в свой театр. В Москве Кенигсон стал партнером Алисы Коонен – в спектаклях «Мадам Бовари» (Родольф) и «Без вины виноватые» (Незнамов). Играл «Жизнь в цитадели», «О друзьях-товарищах», «Ветер с юга» и «Раскинулось море широко». После закрытия Камерного театра в 1949 году он по совету Таирова поступил в Малый театр, где с первых же шагов на одной из старейших сцен России Кенигсон занял лидирующее положение в труппе.

В историю Малого театра вошел целый ряд образов, созданных Кенигсоном. Вся Москва ходила посмотреть на его Неизвестного в «Маскараде» по Михаилу Лермонтову, Кречинского из «Свадьбы Кречинского», Кучумова в «Бешеных деньгах» по Островскому. После себя он оставил длинный перечень незабываемых ролей: Иудушка в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина, Петр во «Власти тьмы» Льва Толстого, Стайн в «Ярмарке тщеславия», Танака в «Порт-Артуре», Чичерин в «Признании», Паскуалино в «Рождестве в доме синьора Купьелло», Сиплый в «Оптимистической трагедии», Кемской в «Фальшивой монете», Дицман и Эдуард Аркадьевич в «Береге» и «Выборе» Юрия Бондарева. Как режиссер, в 1956 году поставил на сцене Малого театра спектакль «Ночной переполох» Марк-Жильберт Соважона.

Актриса Элина Быстрицкая в своих воспоминаниях о Кенигсоне писала: «У него было прекрасное чувство формы, притом, что у него всегда было абсолютное совпадение с сущностью образа. Причем, такой выразительной формы он добивался какими-то деталями: пальчиками что-то делал, и это было точно про то самое, что надо».

Кинематограф

С дебютом в Малом театре совпал старт кинематографической карьеры Кенигсона. В 1949 году, он сыграл помощника Гитлера, фашистского генерала Крепса в картине «Падение Берлина». Иосиф Сталин, посмотрев картину, поинтересовался, что это за артист играл Крепса? Ему ответили: «Кенигсон. Из Камерного театра». Сталин вынес резюме: «Вот так надо изображать врагов нашей родины!». После такой оценки генералиссимуса, Кенигсон незамедлительно получил Сталинскую премию первой степени. Всего Владимир Владимирович работал в качестве актера в 24 художественных фильмах. Наиболее запомнившиеся зрителям роли в картинах «Право первой подписи», «Чрезвычайное поручение», «Сотрудник ЧК», «Взрыв после полуночи», «Два билета на дневной сеанс».

В Малом театре также играл и зять Кенигсона – Алексей Эйбоженко. Они одновременно и любили, и ревновали друг друга. Ревновали к профессии. Иногда ссорились, не разговаривали, а порой вместе где-то пропадали. В 1973 году снялись вместе в сериале «Семнадцать мгновений весны». Правда, в кадре так ни разу и не встретились. Эйбоженко сыграл представителя американской миссии, а Кенигсон господина Краузе, ведущего пацифистские беседы с пастором Шлагом, которого играл Ростислав Плятт. Этот же дуэт Кенигсон – Плятт дублировал знаменитых французских актеров – Луи де Фюнеса и Бурвиля (настоящее имя Андре Робер Рембур) в комедии «Разиня».

Дубляж

Популярность Кенигсону принесла как раз работа над дубляжем. В ряде мультипликационных фильмов герои так же говорят голосом Владимира Владимировича. Как вспоминает его внук, дед  даже не знал названий тех мультиков, которые озвучивал. Он и сценарии никогда не читал, просил, чтобы подчеркнули его слова, и все. «Когда мы пошли с отцом (Алексеем Эйбоженко) на «Тайну третьей планеты», он не догадывался, что мультик озвучивал дед. Сидим, смотрим, вдруг какой-то робот голосом Кенигсона говорит: «У нас эпидемия…» Отец аж подскочил: «Ну вот, и здесь он! Знал бы, не ходил…».

Самыми известными фильмами, которые он озвучивал, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Говорят, когда Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!». В те годы было очень мало людей, которые владели мастерством дубляжа, не больше десятка. То, что сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актера да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссера на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Кенигсона обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм».

Актер никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что он невозмутимо ответил, – «Да? Не заметил…». Свою последнюю роль в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки».

Скончался Кенигсон в больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Но актер не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского…».

Фильмы с Луи де Фюнесом, дублированные голосом Владимира Кенигсона

1964 – Фантомас – Луи де Фюнес (комиссар Жюв)
1965 – Разиня – Луи де Фюнес (Леопольд Сароян)
1965 – Фантомас разбушевался – Луи де Фюнес (комиссар Жюв)
1966 – Ресторан господина Септима – Луи де Фюнес (господин Септим)
1966 – Большая прогулка – Луи де Фюнес (дирижер Станислас Лефор)
1967 – Фантомас против Скотленд-Ярда – Луи де Фюнес (комиссар Жюв)
1967 – Оскар – Луи де Фюнес (Бертран Барнье)
1970 – Человек-оркестр – Луи де Фюнес (Эван Эванс)

Юрий Уманский