Одна из древнейших культур Крыма – Кизилкобинская

Одна из древнейших культур Крыма – Кизилкобинская

  • 23.08.2013 09:40

Археологическая культура бронзового века, получившая наибольшее распространение в горных и предгорных районах Крыма в IX–VI веках до н. э., получила свое название по месту первой находки ее артефактов – в Красных пещерах (крымскотат. Кизил-Коба).

Открытие ранее неизвестной археологической культуры

Начало поиску древних обитателей нашего полуострова положил еще в 1879 году  Константин Сергеевич Мережковский. Осмотрев Красные пещеры, он отметил, что Харанлых-Коба (с крымскотат. Темная пещера), вероятно, была необитаема, так как промывается потоками воды. В Иель-Кобе (с крымскотат. Ветряная пещера) условия для жизни человека более благоприятны, однако и здесь никаких следов человеческой жизни он не обнаружил.

Через 35 лет после Мережковского пещеру Харанлых-Коба обследовал археолог и краевед Сергей Иванович Забнин. В ее правой возвышенной и незатопляемой части он выявил три культурных горизонта. В верхнем им найдены обломки амфор римского времени, в среднем обожженные кости животных и глиняные черепки посуды скифо-сарматского времени, в нижнем кремневые отбойники, серповидные пилы, наконечники копий, скребки, костяные заколки, раковины с просверленными отверстиями, кости животных, черепки грубой глиняной посуды. Здесь же оказался очаг, около которого лежали кости лошади, свиньи, овцы, оленя.

Так, летом 1914 г. Сергей Иванович Забнин, сам того не подозревая, стал первооткрывателем новой, ранее неизвестной археологической культуры.

Следующий этап изучения Кизилкобинского урочища относится к 20-ым годам ХХ века, после утверждения в Крыму Советской власти. Раскопки продолжил все тот Забнин, к нему присоединились два известных археолога Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский и Николай Львович Эрнст. В 1921 г. на Туфовой площадке было обнаружено несколько «мусорных ямок», в которых оказался материал, аналогичный тому, что дала Харанлых-Коба. Раскопками в 1924 г. было установлено, что помимо Харанлых-Кобы следы пребывания человека есть и в Иель-Кобе. В том же году на Туфовой площадке вскрыты еще две «мусорные ямки», землянка и три грунтовых погребения.

До раскопок 1914 г. подобного материала археологи не встречали, поэтому возраст находок и их культурную принадлежность удалось определить не сразу. Забнин относил их к концу неолита, Бонч-Осмоловский к бронзовому веку, Эрнст к эпохе поздней бронзы. Последующее изучение позволило уточнить дату. Ближе к истине был Эрнст: нижний культурный слой Кизил-Кобы это ранний железный век, т. е. VIIначало VI в. до н. э. Что же касается культурной принадлежности материала, то она установлена еще в 20-е годы, когда аналогичный материал был выявлен в других местах предгорного Крыма.

Назрела необходимость объединить все эти неведомые ранее памятники в одну группу. Это и сделал Бонч-Осмоловский в 1926 г., выделив их в особую культуру, которая по месту первых находок в пещере Кизил-Коба была названа «кизилкобинской». Определяющий ее элемент керамика двух основных типов: блестящие лощеные черепки преимущественно черного цвета и более грубые с шероховатой поверхностью.

Быт кизилкобинцев

Отдельные кизилкобинские памятники и целые комплексы археологи делят их на две группы. К первой, хозяйственно-бытовой по своему назначению (она составляет 57 % всех исследованных памятников), относятся городища, поселки, деревни, хутора, стоянки и загоны для скота. Вторая группа (43 % памятников), характеризующая в основном духовную культуру и социальную структуру общества, представляет собой святилища и погребальные комплексы-захоронения, кромлехи, менгиры, антропоморфные стелы.

Вид памятника

S, гектар

Население

Название

Городище (имеет искусственную или естественную защиту)

до 2

100300

Уч-Баш, Карлы-Кая, Кызык-Кулак-Кая, Караул-Оба и др.

Поселок (крупный земледельческо-скотоводческий центр)

1,55

200900

Таш-Джарган, Золотое Ярмо, Нейзац, Симферопольское, Балта-Чокрак, Инкерман

Деревня (малое сельскохозяйственное поселение)

0,5–1,5

5080

Чумакары, Заветное, Тополевка, Опушки и д

Хутор (обособленное скотоводческо-земледельческое хозяйство с жилищем владельца)

0,04–0,05

510

Трудолюбовка, Лозовое, Понизовка, Малиновка, Старокрымский и др.

Стоянка (временный лагерь скотоводов, охотников, рыболовов)

0,01–0,04

до 810

Чеголтай, Евпатория, Залесье, Таш-Аир, Ангарский перевал

Кизилкобинцы были скотоводами. Среди домашних животных на первом месте у них был  крупный рогатый скот, овцы и козы. Занимались кизилкобинцы коневодством  и  разведением свиней. Лошадь, судя по находкам деталей уздечного набора, использовалась для верховой езды.

Кроме того, кизилкобинцы занимались охотой на оленей, косуль, волков, лисиц, лесных котов, каменных куниц, зайцев-русаков и т. д. В приморской зоне процветало рыболовство, промысел дельфинов, сбор съедобных морских моллюсков мидий и устриц.

Судя по находкам литейных форм, пряслиц, иголок и проколок, представителям кизилкобинской культуры было известно литейное, прядильное и ткацкое дело. Кизилкобинцы не знали гончарного круга, их керамика изготовлена вручную, лепная. Типичен для кизилкобинской культуры и особый орнамент: глубоко продавленные или прорезанные линии, треугольники, ромбы и иные геометрические фигуры в сочетании с ямочными вдавлениями или наколами.

В мае 1941 г. во время земляных работ в симферопольском парке «Салгирка» были найдены фрагменты кизил-кобинских сосудов, бусы и кованые гвозди

Из металлических изделий чаще всего археологи находили бронзовые наконечники стрел, железные мечи и ножи, реже бронзовые шилья, браслеты, зеркала. Металл использовался с военной целью, меньше для мирных нужд. Значит, кизилкобинцы не только пасли скот и выращивали хлеб, но и воевали.

Кизил-Коба – древний культовый комплекс

К мысли о том, что Кизил-Коба представляла собой в древности сложный культовый комплекс, ученых привела случайная находка. Это был обломок лепного чернолощеного сосуда, а на нем изображения: двойной круг с лучами (солнце), зигзагообразные линии (молнии), небольшие ямки (капли дождя). Те силы природы, от которых зависит судьба урожая.

Кроме обломков посуды, здесь были выявлены при раскопках кремневые серпы и другие предметы и подробность очень существенная прослойки золы. Вероятно, в пещере горел в определенные дни и месяцы священный огонь, исполнялись культовые обряды, в темных и труднодоступных подземельях складывались жертвенные дары, предназначавшиеся божествам или духам. Археологи сходятся во мнении, что для кизилкобинцев ущелье было священным местом, а пещера Харанлых-Коба естественным храмом, обителью богов.

Многочисленные памятники кизил-кобинской культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму большинство археологов связывают с таврами

Важное значение имеют находки в пещере Ени-Сала II, расположенной неподалеку в горах. Пещера неприметная, вход в нее небольшой, она была найдена в 1965 году двумя мальчишками, впоследствии оказалось, что пещеру эту древние  использовали в качестве места для жертвоприношений.

В центре основного зала на сталагмит насажен был рогатый череп дикого козла. Осмотр показал, что сделано это в отдаленные времена: череп покрывала тонкая известковая корочка. Да и само животное данный его вид истреблено в Крыму еще в древности. К сожалению, сталагмит с черепом козла был уничтожен вандалами, зато остались три каменных стража, некогда охранявшие эту святыню. На дне другой подземной камеры оказалось множество черепов животных, и все лежали в строгом порядке лицевой частью к выходу.

_________________

Археологам на основе сделанных находок удалось установить, что кизилкобинцы появились в Крыму примерно две тысячи восемьсот лет назад в конце IX-VIII вв. до н. э., а исчезли около IIIII вв. до н. э. За 5 веков, в течение которых в Крыму существовала самобытная кизилкобинская культура, на полуострове произошли важные перемены: от каменных и бронзовых орудий труда человек переходил постепенно к железным, первобытнообщинный строй вступил в завершающую стадию, началось формирование классового общества. На смену кизилкобинской пришли новые культуры, на которые все большее влияние оказывала греческая цивилизация.

 

Крымский календарь:

 

16 августа 1941 – после окончания совещания, в ставке Адольфа Гитлера, было принято решение считать Крым «имперской землей» в составе Германии. В своих «застольных беседах» Гитлер говорил: «Крым следует отстроить так, чтобы и спустя длительное время никто не мог вынудить отдать этот прекрасный уголок германского труда».

 

17 августа 1920 – в Крыму высадилась группа коммунистов и военных специалистов Красной Армии во главе с А. Мокроусовым. Их задачей была организация партизанской борьбы в Крыму. К Мокроусову присоединился и Папанин. Собранная повстанческая армия наносила Врангелю серьезные удары. Белогвардейцы отозвали с фронта войска.

 

18 августа 1941 – началась операция по выселению немцев из Крыма, завершилась 09 сентября. Было депортировано 61 184 человека: немцев, лиц других национальностей, членов их семей. Они высылались в Ставропольский край, а затем в Казахстан, Новосибирскую и Омскую области, Алтайский край, в Сибирь и на Дальний Восток.

19 августа 1784 – в Севастополе началась прокладка водопровода с водонапорной башней (первого такого типа в Крыму), сооружение которого завершилось к концу 20-х гг. XIX в. 14 августа 1881 г. в городе вступил в строй новый водопровод. До этого времени город питался грунтовой водой из колодцев в недостаточном количестве.

21 августа 1900в Судаке был арестован Максимилиан Волошин и препровожден оттуда в Москву. Поводом к аресту послужила «принадлежность к тайной студенческой организации, именовавшейся исполнительным комитетом». В Крым Волошин прибыл после двухмесячного путешествия по Европе. Здесь его уже ожидали жандармы.

22 августа 1919 – приказом главноначальствующего Таврической губернии генерал-лейтенанта Н. Н. Шиллинга крымско-татарская директория была распущена. В последующие месяцы были арестованы некоторые из видных националистов. После этого началось активное сотрудничество Генштаба Польши с крымско-татарской эмиграцией.

Юрий Уманский