Первые автомобили в Крыму

Первые автомобили в Крыму

  • 13.02.2014 09:13

10 февраля 1901 года в Крыму впервые появился настоящий автомобиль. Управлял им венгерский инженер Г. Ковач, который на свой страх и риск отправился путешествовать по югу России. На крымских дорогах он развивал скорость до 50 верст/час.

Первый автомобиль и первое ДТП

Сегодня Крым заполнен автомобилями, особенно в летний период, когда по трассам и курортным городам от наплыва автомобильных туристов ни пройти, ни проехать. Да и в межсезонье автомобильные пробки стали привычным явлением для жителей Симферополя, Севастополя, Ялты.

Всего 113 лет назад автомобиль был для полуострова заморской диковинкой. Именно в 1901 году по дорогам Крыма впервые проехал автомобиль. Венгр Геза Ковач решил совершить автовояж по Европе, на пароходе он прибыл в Севастополь вместе со своим «самобеглым экипажем». Так состоялось знакомство крымчан с первым автомобилем на полуострове.

Шума это событие наделало немало, ведь венгр не только показал жителям Крыма машину, но и спровоцировал аварию на ЮБК. В 3 км от Гурзуфа не вынесла шума авто лошадь встречного экипажа и соскочила в кювет, тем самым опрокинув повозку. Ковачу пришлось возмещать моральный и материальный ущерб в размере 120 рублей.

 

«Серебряный призрак» императора в Ливадии

Через год на полуострове был зарегистрирован первый автомобиль. Произошло это, когда офицер конного полка привез в Ялту свой экипаж. Однако ездить по крымским дорогам счастливый обладатель железного коня смог не сразу. Разрешение на передвижение автомобилей по дорогам выдавал лично император.

В 1902 году к Николаю II, отдыхавшему в Ливадии, обратился с просьбой его министр, граф Фредерикс. Граф ходатайствовал за офицера конного полка, который привез в Ялту автомобиль, а полиция запретила им пользоваться – отдыхающим не нравились автомобильные шум и дым. Император, не питавший к автотранспорту никаких теплых чувств, министру отказал: «Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму».

Однако вскоре Николай II кардинально переменил свое мнение – он сам стал страстным автолюбителем. Император впервые увидел «самоходный велосипед» – французский паровой мотоцикл Millet в 1895 году. Впечатления от увиденного он не получил, поэтому к последующим новинкам в области автомобилестроения относился прохладно.

Но в 1903 году состоялось более близкое знакомство императора с самоходной техникой благодаря князю Владимиру Орлову. Князь пригнал во дворец Царского Села свой автомобиль, на котором позже возил Николая II. Эти поездки и прогулки на автомобиле герцога Эрнеста, брата императрицы Гессенской, в Германии стали причиной изменения царского отношения к технике.

В конце 1905 года в гараже Царского Села появились первые автомобили императора – французского и немецкого производства. К 1906 году в императорском гараже уже насчитывалось 6 автомобилей, за последующие 6 лет парк увеличился до 50, приблизительная сумма, которая была потрачена на закупку автомобилей и их содержание, превышает 550 000 рублей.

Большая часть автомобилей находилась в Царском Селе, а в Крыму строили гараж на 25 автомобилей. К 1911 году место для стоянки в Ливадии было достроено, сюда привезли машины, которые предназначались для личных нужд двора. Наиболее заметным в крымской коллекции императора был роскошный «Роллс-Ройс», прозванный «Серебряным призраком».

Автомобильный бум

Вскоре и богатые крымчане смогли позволить себе приобрести автомобиль. Стали появляться правила дорожного движения, причем в каждом городе власти предъявляли свои требования. Например, в Евпатории по широким улицам автомобили могли ездить со скоростью до 12 км/ч, на улицах, шириной до 6 метров – 6 км/ч, а на совсем узких – автомобилей быть вообще не должно. Если водитель проезжает через места скопления людей, требовалось снизить скорость до скорости шага лошади, а уж если животное рядом пугалось шума, автомобилист был вынужден и вовсе заглушить мотор.

С распространением автомобилей в Российской империи стал выпускаться первый российский журнал «Автомобиль», где также приводились советы, как следует себя вести при встрече с животными. Журналист описывал возможную реакцию свиней, лошадей, коров и советовал автомобилистам, что лучше делать.

В столице Крыма автомобильный бум наступил внезапно. Еще в 1910 году в городе насчитывалось всего несколько «самоходных тележек», но к 1911 году их число достигло 30 штук. По тем временам это достаточно много, кроме того, по улицам Симферополя колесили 10 мотоциклеток и 268 велосипедов.

Еще больше интерес к автомобилям вырос после проведения первого в России международного ралли на приз императора Николая II. Осенью 1911 года из трех европейских городов стартовали 57 автомобилей, маршрут был проложен длинный: Петербург – Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Екатеринослав (Днепропетровск) – Симферополь – Севастополь. Первым по маршруту ехал командор авторалли Николай Карлович фон Мекк на «Мерседесе». Этот автомобиль было запрещено обгонять. Участникам пробега понадобилось 10 дней, чтобы преодолеть весь маршрут. За время гонки судьи фиксировали все, что происходило с машинами: отмечалось время, необходимое для ремонта, время прибытия на контрольные точки и т. д. До Севастополя удалось добраться 45 автомобилям, остальные по разным причинам были вынуждены покинуть гонку.

Первые «маршрутки»

Появившиеся автомобили в Крыму почти сразу стали использоваться как междугородний пассажирский транспорт, правда, у пассажиров они не пользовались большим спросом. Двадцатиместные автобусы часто ломались на трассах, из десяти поездок только одна проходила без ремонта на дороге. Поэтому пассажиры отдавали предпочтение старым, более надежным, по их мнению, повозкам, почтовым каретам.

В качестве транспорта для экскурсий автомобили также не сразу получили признание. Ведь скорость передвижения было быстрее, чем могли себе позволить лошади, а люди не успевали осматривать все красоты природы и достопримечательности. Хотя сто лет назад скорости на дорогах полуострова были значительно ниже. Между городами автомобили двигались со скоростью 20 км/ч, а некоторые особо рисковые водители «гоняли» и 50 км/ч.

Юрий Уманский

По материалам сайта http://twoavto.ru

 

 

Крымский календарь:

 

07 февраля 1784 – светлейший князь Потемкин представил на рассмотрение Сената план административно-территориального устройства Крыма. По этому плану строительство столичного Симферополя планировалось на месте Старого Крыма.

 

08 февраля 1855 – в Крыму началось строительство первой железной дороги с применением паровой тяги. Строили англичане во время Крымской войны. За семь недель рельсы соединили Балаклаву с позициями британских войск.

 

09 февраля 1850 – родился Константин Антонович Вернер, экономист, основоположник земской статистики в Крыму. Под его руководством было издано десять уникальных томов «Сборника статистических сведений по Таврической губернии».

 

10 февраля 1784 – Российская императрица Екатерина II подписала указ о строительстве на месте Ахти-Яра большой крепости, в которой должны быть адмиралтейство, порт, верфь и военное селение. Имя новому городу было дано – Севастополь.

 

12 февраля 1991 – председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук подписал принятый народными депутатами Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической республики» в составе Украинской ССР.

 

13 февраля 1812 – император Александр I издал Указ о создании казенного экономического сада (ныне Никитский ботанический сад) на Южном берегу Крыма. Фактическим его создателем и первым директором стал Х. Х. Стевен.