Славяне в Тавриде

Славяне в Тавриде

  • 01.11.2013 14:01

Точная дата появления первых славян в Крыму неизвестна. Возможно это были землепроходцы, путешественники, посланники Киевского князя или несчастные пленники. 

Русские

К первому официальному факту упоминания русских в Крыму можно отнести договор между киевским князем Игорем и Византией 944 года, по которому русский князь обязывался не претендовать на «Корсуньскую страну». Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический. А в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество.

Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба. Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки-сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, в которой постоянно проживали православные прихожане русичи.

После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные – собственность новых таврических землевладельцев.

По данным переписи 1917 года в Крыму проживало 749 800 человек (41,2% русских, 28,7% крымских татар, 8,6% украинцев, 6,4% евреев, 4,9% немцев, 2,9% греков, 1,6% армян).

В то время началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под русскими до начала XX века в большинстве литературных источников понималось все восточнославянское население – русские, украинцы, белорусы). Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни – Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.

На фото: один из первых домов Симферополя, которые строили себе демобилизованные русские солдаты

Помимо отставных солдат на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте, наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край.

Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний.

В одной из бывших «потемкинских деревень» – Санкт-Петербургских мазанках, в настоящее время село Мазанка, ныне насчитывается более 700 дворов (около 3 000 жителей). По опросу, основное население Мазанки – русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов.

По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Основана она была 28 октября 1784 года 12 отставными солдатами из 2-го и 3-го Гренадерских полков, жен для которых, по особому указу императрицы Екатерины II, специально привезли из Курской и Орловской губерний. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин, Еремеев, Артемьев, Негодяев, Александров, Максимов, Щеглов, Лопатин, Торопов… Судьбы их решились по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба.

Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной – отсюда и пошло название села «мазанки». В конце XVIII –начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района – бывшая Мама Русская – существует и в настоящее время). В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики.

Украинцы

До ликвидации Крымского ханства на полуостров украинцы, или как их обычно называли в средневековье – русы, а позднее – малороссы, попадали главным образом в качестве живой добычи, захватываемой во время набегов. Так, только за XVII в. было уведено и продано на невольничьих рынках более 1 млн человек с территории современной Украины. После включения Крыма в состав России, на наш полуостров  начали переселяться крестьяне из Киевской, Черниговской, Полтавской и других губерний Малороссии.

Первый этап заселения полуострова украинцами можно связать с запорожскими казаками, имевшими связи с Крымом, начиная с XVI в., но осевших на территории Керченского полуострова после заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году. По Указу Екатерины II запорожским казакам были дарованы земли в Крыму на льготных условиях, и казаки, привыкшие основную часть жизни проводить в военных походах, стали земледельцами. В настоящее время в Крыму проживают потомки запорожских казаков, и не только те, кто помнит, что их исторические корни ведут к истокам формирования Запорожской Сечи, но и особо выделяются продолжатели родов Нечаевых, Вишневецких, Дорошенко.

Второй этап заселения Крыма украинцами можно проследить с конца XVIII в. до второй половины XIX века. Начальный период был связан с политикой Российской империи в отношении заселения опустевших земель Таврической губернии после массового выхода крымских татар в Турцию. В конце XVIII в. новые хозяева крымских имений стали переводить на получение земли крепостных крестьян из различных губерний, в том числе и украинских. Многие владельческие земли заселялись одновременно крестьянами из числа русских и украинских крепостных и «находящихся в бегах».

В конце XVIII – начале XIX вв. В Крым стали прибывать и государственные крестьяне из Полтавской, Черниговской, Воронежской губерний. Они селились или отдельными слободами, или в крымско-татарских селах, образуя смешанные поселения.

Самым значительным, третьим этапом украинского переселения в Крым можно отметить 60-е годы XIX века. Окончание Крымской войны, новая волна выхода крымских татар в Турцию, отмена крепостного права – основные причины, способствовавшие пополнению украинского контингента в Крыму получившими землю отставными солдатами и отпущенными на волю крестьянами.

Белорусы

Литературные источники и архивные материалы дают сведения о том, что белорусы появились в Крыму еще в конце XVIII века. Епископ Гермоген в «Таврической епархии» упоминает, что среди первых русских военных поселенцев в Крыму (после присоединения его к России, 1783 г.), «были частью белорусы». Отдельных поселений белорусов не зафиксировано, так как по всем спискам они проходили как «русские», а вероятность обособления данной категории поселян была ничтожно мала, равно как и численность их, по сравнению с русскими отставными солдатами.

По архивным данным, в деревню Азамат Феодосийского уезда, принадлежащую генерал-аншефу М. Каховскому, в октябре 1788 г. были переселены его крепостные из Могилевского наместничества, уроженцы деревень Павловичи, Лозовицы, Ракиты Климовичского уезда. Поселение получило название Васильевка, которое сохранилось и в настоящее время (в Белогорском районе). По результатам полевых исследований сотрудников Крымского этнографического музея, а также на основании статистических сборников, сделан вывод, что следы белорусской культуры в этом селении затерялись еще в середине XIX века. В 1853 г. проживавшие в нем 169 человек уже числились как русские.

На протяжении XIX столетия в Крыму появились белорусские переселенцы из числа отпущенных на волю крестьян после отмены крепостного права, а также отставные солдаты, оставшиеся по окончанию Крымской войны.

По переписи 1897 г., в графе «белорусы» числилось 2 058 человек, что составляло 0,4% от общего населения Крыма. Реальное же количество этнических белорусов было больше, что объясняется причислением части их к «русским».

 

 

 

 

Крымский календарь:

25 октября 1920 – в Алупке родился Амет-хан Султан – летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны он сбил 30 самолетов противника.

 

26 октября 1923 – родилась Женя Дерюгина – участница героической обороны Одессы и Севастополя. Освобождала от фашистов Симферополь. Погибла при штурме Сапун-горы.

 

27 октября 1946 – в Симферополе была введена в эксплуатацию новая автоматическая телефонная станция. Она была рассчитана на подключение телефонов двухсот абонентов.

28 октября 1784 – в Крым прибыли первые русские поселенцы – демобилизованные солдаты. Они основали Мазанку – первое русское село Крыма. Жен для них привезли с Черноземья.

29 октября 1948 Севастополь стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность к Крымской области в решение не уточнялась).

30 октября 1887 – родился Кай Исаак Самуилович – просветитель, исследователь обычаев и традиций крымчаков. Родился в Феодосии, жил и работал в Карасубазаре (ныне Белогорск).

Юрий Уманский