Создание Государственного земельного банка. Чего ожидать?

Создание Государственного земельного банка. Чего ожидать?

  • 26.11.2012 14:36

Сегодня в Украине так и не сформировался полноценный рынок земель сельскохозяйственного назначения. И еще несколько лет назад впервые появилась идея о том, что необходимо создавать Государственный земельный банк. Например, в странах ЕС рынку сельскохозяйственных угодий помогает функционировать государственное агентство или банк, но там это очень сложные системы, которые ограничены антимонопольным законодательством Евросоюза.

Впервые положения о создании такого учреждения в Украине появились в 2011 г. Они были прописаны в проекте Закона «О рынке земель», опубликованном на сайте Госкомстата. Изначально планировалось, что оно будет управлять государственными землями сельскохозяйственного назначения и будет иметь право первоочередного выкупа сельхозугодий у частных собственников. Данная структура должна была называться Государственное специализированное учреждение по управлению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Но данный законопроект так и не удалось принять. И уже 2 июля нынешнего года было принято Постановление № 609 «О создании Государственного земельного банка», а 6 сентября был принят законопроект № 10043, на основании которого правительство получает право передавать в уставной капитал данного банка государственные сельскохозяйственные земли. Но в связи с этим возникли противоречия на законодательном уровне, так как в уставный фонд банка могут вноситься только денежные средства. В результате этого 18 сентября был принят документ, на основании которого теперь разрешается помимо денежных средств передавать в уставной капитал  Земельного банка еще и участки, которые находятся в коммунальной или частной собственности.
Для работы такого Государственного земельного банка необходимо было 120 млн грн, которые были заложены в Госбюджет. Это минимальная сумма, которая необходима на территории Украины для того, чтобы сформировать уставной капитал нового банка, что четко прописано в статье 31 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Но помимо этого необходимо привлечение дополнительных денежных средств, чтобы можно было сформировать ресурсную базу. При этом источников может быть несколько. Возможно, Земельный банк будет проводить эмиссию банковских земельных облигаций на общую сумму, по мнению экспертов, в пределах 25–27 млрд грн. Но не факт, что они смогут заинтересовать инвесторов, так как все равно существуют ограничения на владения землей. Если эмитент не будет выполнять свои обязательства, тогда придется прибегнуть к ее продаже. И западные инвесторы, скорее всего, будут отдавать предпочтение не самому обеспечению по облигациям: их они смогут заинтересовать лишь в том случае, если оно будет обеспечивать стабильные денежные потоки, и для этого земля должна иметь качественный инвестиционный проект. Кроме того, не исключены и внешние заимствования, размер которых может составить 15 млрд грн. Также планируется привлекать денежные средства за счет депозитов для юридических и физических лиц. С их помощью прогнозируют собрать 4 млрд грн. Но все же основным наиболее реальным источником поступления средств может стать сдача государственных сельскохозяйственных земель в аренду, а это более 10 млн га. Их планируется передать в уставный фонд Государственного земельного банка. Если на них будет спрос, тогда учреждение сможет получать сумму в размере 3,6 млрд грн каждый год при средней стоимости арендной платы за 1 га на сегодняшний день в 350 грн. По мнению некоторых экспертов, эта сумма может быть скромнее и составлять 1,8 млрд грн, так как не все земли могут быть интересны аграриям, а всего лишь 30 %.
Если рассматривать функции Государственного земельного банка, то он сможет выдавать кредиты под заложенные гектары, а также собирать земли в свою государственную собственность и выкупать их, если они оказались в центре сельскохозяйственного надела. Таким образом, банк будет заниматься консолидацией, которую часто рассматривают как основу экономического развития в сельском хозяйстве. И многие международные консультанты знают о том, что эффективное товарное сельскохозяйственное производство возможно лишь при достаточном обладании земельными ресурсами. В Украине с 1990 г. происходило наоборот. Всего были распаеваны 27 млн га, но это не привело к повышению экономического благосостоянии селян. К тому же разрозненные участки труднее обрабатывать, что не может способствовать эффективному товарному сельскохозяйственному производству.
Но в то же время пока не было Государственного земельного банка, даже  при отмене моратория продажа земель сельскохозяйственного назначения была бы невозможной. И в связи с тем, что он не был продлен, но еще будет действовать до начала 2013 г., теперь появляется возможность продавать такие земли. Представители Международного валютного фонда публично призвали правительство воздержаться от решений о создании каких-либо новых финансовых учреждений, так как международный опыт подтверждает, что их деятельность является малоэффективной и даже затратной, поэтому они могут дорого обходиться государству. Также представитель Всемирного банка А. Пригожина приводит пример, что в 60–70 годах прошлого века госзембанки создавались в виде финансовых структур, которые оказались убыточными и требовали постоянной государственной поддержки. Примером тому может послужить Венгрия, в которой Земельный банк просуществовал с 1861 по 1950 гг. И затем был создан вновь в 1999 г, но через два года он был приватизирован. Главной причиной стала невозможность коммерческих банков конкурировать в сфере агрокредитования с государственным институтом, который предлагал более дешевые займы. Данной ситуации  опасаются и финансисты нашей страны. В европейских странах земельные банки представлены преимущественно не как финансовые структуры, а их основная функция – это управление  государственной землей для того, чтобы повысить не только ее качество, но и рыночную стоимость за счет сдачи в аренду, выкупа или продажи. В нашей стране отмена моратория на продажу сельскохозяйственных угодий может привести к их обесцениванию, так как  их предложение на рынке резко увеличится. По оценкам Госземагентства, оно может составить 6 млн га, так как продать свои земельные паи захотят как минимум 1–1,5 млн украинцев.
Обычные фермеры опасаются, что создание Госзембанка приведет к увеличению арендной платы до 1 000 грн, что станет для них непосильным бременем, так как многие из них еще и платят налоги, а также обеспечивают занятость населения, которое также пополняет местные бюджеты. Касается это и средних и крупных аграрных компаний, доходы которых также могут снизиться. К тому же льготные кредиты, скорее всего, будут доступны не для всех сельхозпроизводителей.
Лариса Щукина