Стили ландшафтного дизайна

Стили ландшафтного дизайна

  • 10.09.2012 15:13

История ландшафтного дизайна началась много десятков веков назад и к сегодняшнему дню оформилась в особую культуру, имеющую несколько направлений. Характеризуются они принципиально разной концепцией и философией готового «продукта», то есть видом искусственного ландшафта.

История вопроса
Первыми примерами искусственного формирования окружающего пространства при помощи растений вне рамок утилитарных целей (выращивание пищевых культур) могут похвастать государства Двуречья – Вавилония и Ассирийское царство. Именно там, в интервале от VIII-го до VII-го веков до нашей эры впервые стали практиковать то, что позднее было названо ландшафтным дизайном.
На самом деле особого разнообразия стилей тогда не было вовсе, и все, до чего додумались тогдашние архитекторы и озеленители – это высаживание на нижних террасах периметра зданий-пирамид многолетников в специально сформированных ямах. Позднее это занятие превратилось в настоящее искусство, для нас воплощенное в так называемых висячих садах Семирамиды (около 6 – 5,5 века до н.э.). Впрочем, оттуда же к нам пришла и идея культурных лесопарков, появившихся еще позже.
Свое развитие идея террасных садов (полувертикальное озеленение) нашла и в странах Востока, и в Европе, в том числе – в России.
Своеобразной была культура озеленения в Древнем Египте, позднее заимствованная и трансформировавшаяся в Средневековой Европе в регулярный стиль. Куда большим разнообразием отличались сады Древней Греции, насыщенные скульптурными группами, искусственными горками с террасами, фонтанами и природными источниками. Древний Рим обогатил ландшафтное искусство созданием замкнутого сада внутри дома (патио), формированием аллей, появлением первых пергол и элементов вертикального озеленения, топиарных композиций (искусственные формы кроны, формируемые стрижкой).
Особо стоит рассматривать восточную традицию искусственного сада (древние Китай и Япония), основная особенность которых – максимальное псевдо-естественное разнообразие на минимальной площади.

Современные стили
Подробно современные стили ландшафтного дизайна требуют детального описания, но   мы ограничимся их неполным перечислением с краткой характеристикой. Затруднение вызывает наличие нескольких классификаций стилей; ниже приведены «классические», общепризнанные.
•    Регулярный или формальный стиль. Основное отличие – центрально-осевая симметрия с наличием примыкающего к зданию партера, рассадка кустарников и низкорослых густокронных деревьев в квадратно-шахматном порядке, придание им строгих геометрических форм благодаря многолетней стрижке. Максимально далек от естественного, природного ландшафта.
•    Пейзажный или ландшафтный стиль. Характеризуется естественной простотой и асимметрией, какая-либо упорядоченность категорически исключается. Непременный атрибут – изрезанность ландшафта, наличие холмов и даже овражных участков, занятых водоемами неправильных очертаний. Крайне приветствуется текущая вода; материал дорожек, которые должны быть извилистыми, вписанными в рельеф, непременно природного происхождения. Исключается наличие экзотов или интродуцированных видов флоры.
•    Сельский или кантри стиль. Предполагает большое количество искусственных для ландшафта включений, основными и самыми излюбленными элементами являются тележные колеса, плетни-ограды из природного материала, подпорные стенки-ограды из необработанного дикого камня, обожженная неглазурованная керамика и чугунки, кирпич, черепица, соломенные крыши, оформленные колодцы и т.д. Дорожки непременно деревянные (в идеале – торцевые) или кирпичные (клинкер), приветствуется наличие небольшого огородика.
•    Природный или лесной стиль. Многие специалисты называют его разновидностью пейзажного за тем отличием, что в нем максимально используются крупномеры естественного происхождения, вокруг и на фоне которых и организуется пространство. Такого рода ландшафт требует достаточно большой площади для реализации и в законченном виде представляет лесопарк.
•    Китайский стиль. Один из самых древних, его девизом является равновесие и гармония. В том числе – человека и природы. Здесь максимально проявляется искусство фен-шуй, учитывающее многополярность и взаимопроникновение стихий.
•    Японский стиль. Основная черта – миниатюризация и наличие большого числа камней естественной, неагрессивной формы. Предполагает максимальное разнообразие видовых «картинок», крайне желательно наличие «сада камней». Один из самых модных и самых труднореализуемых стилей.
•    Тематический стиль, часто совмещаемый со смешанным. Наиболее часто встречающийся способ искусственного оформления территории, предполагающий эклектику с упором на какую-либо нарочитую стилизацию.
Изложенное выше, к сожалению, нельзя считать даже вступлением в культуру ландшафтного проектирования, которую в равной мере можно считать как искусством, так и наукой.