Туристический сбор  призван увеличить доходы в местные бюджеты

Туристический сбор призван увеличить доходы в местные бюджеты

  • 27.08.2012 14:18

На начало августа 2012 г. в Крыму уже отдохнули 3,31 млн туристов и было собрано 3,7 млн  грн туристического сбора. Это 7 % от возможных поступлений, что на 162,7 тыс. грн больше, чем за аналогичный период 2011 г. Но 79 % из них предпочитают снимать жилье у частников, в то время как  деятельность мини-отелей и квартиросдатчиков не подлежит налогообложению. Вместо этого Налоговым кодексом предусмотрен туристический сбор, который был введен с 1 января.

Туристический сбор представляет собой местный сбор, денежные средства от которого будут зачислены в местный бюджет. Его размер может составлять от 0,5 % до 1 % от стоимости временного проживания. В него не включаются расходы на питание, бытовые услуги и телефонные счета. Плательщиками данного туристического сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, которые прибывают в курортную местность и получают услуги по временному проживанию. Данный сбор может взиматься  администрациями гостиниц, санаториев, кемпингов, посредническими организациями по поиску жилья, а также субъектами, которые имеют полномочия от местных советов. При этом он является новым по качеству финансовым инструментом, который заменил ранее существовавшие курортный и рекреационный сборы. Но главное отличие его состоит в том, что туристический сбор взимается независимо от места размещения и в бюджет поступает более эффективно.
Следует отметить, что предприниматели, которые сдают летом в арену жилье, должны декларировать свои доходы, то есть по итогам года уплатить 15–17 % подоходного налога от полученного дохода. Но многие готовы лишь оплачивать 1 % туристического сбора, не более. Эти два налога остаются в местных бюджетах, и они идут на развитие инфраструктуры населенного пункта, на эти средства ремонтируют дороги, крыши, решают вопросы водоснабжения. Делают все для того, чтобы сделать курорт еще более привлекательным. Освобождаются от уплаты туристического сбора граждане, которые постоянно проживают на территории городов или сел, где предусмотрен такой сбор, инвалиды и дети-инвалиды, а также лица, которые сопровождают инвалидов I группы и детей-инвалидов, ветераны войны, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дети до 18 лет, а также отдыхающие, которые прибыли по путевкам на лечение, оздоровление, реабилитацию в учреждения, которые имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Министерства охраны здоровья Украины.
Самое интересное то, что сами туристы не против оплатить туристический сбор, но их могут отговаривать сами арендодатели. После его оплаты на руки курортнику обязательно выдается квитанция – если ее нет, значит, это считается нарушением. В то же время крымский премьер Анатолий Могилев уверен: на полуострове нет четкого понимания того, как необходимо собирать туристический сбор, местные бюджеты  из-за этого несут большие потери. По этому поводу было предложено создать республиканское предприятие, которое бы определяло места размещения туристов и тот туристический сбор, который данный объект размещения обязан выплачивать в местный бюджет. При этом оно должно иметь свои отделения в городах и районах Крыма с централизованной системой сбора туристического налога на полуострове. По предварительным расчетам, такое предприятие может собирать от 50–60 млн грн данного вида налога. Предполагается, что такое предприятие сможет полноценно работать уже со следующего года.
Но, несмотря на большой приток отдыхающих, многие заметили, что они не спешат расставиться со своими деньгами, так как стали более экономными. Некоторые не ожидали, что в этом году станет дороже жилье, так как оно в среднем подорожало на 15 %. Связано это с тем, что в начале курортного сезона в Крыму прошла кампания по легализации мини-гостиниц. Была упрощена процедура получения документов, и снизилась стоимость самой процедуры почти в два раза, но зато резко усилились проверки. Поэтому многие решили 15 % налога, который необходимо будет уплатить в местный бюджет, заложили в стоимость жилья.  Не стали отставать и владельцы квартир и также увеличили его стоимость на 10–12 %. В санаториях, гостиницах и базах отдыха цены также повысились на 10–15 %  из-за ожиданий инфляционных процессов. В Европе, наоборот, на курортах цены на жилье были снижены, так как там опасаются оттока туристов из-за кризисных явлений. Например, номер в 4–5-звездочном отеле при высоком уровне сервиса будет стоить дешевле, чем в Крыму.
В этом году приток туристов стал больше в восточных, западных и центральных регионах Крыма. В частности, прирост на 12 % наблюдается в Феодосии, Евпатории, Судаке. Бахчисарае и Раздольном, а на Южном берегу полуострова, наоборот,  он уменьшился на 3 %, в частности, в Большой Ялте и Алуште, которые зарекомендовали себя как дорогостоящие курорты. В прошлом году ситуация была практически противоположной, а туристы не стремились к экономии, как это происходит сегодня.

Объяснить увеличение туристического потока в Крым довольно просто. Например, во время проведения Евро-2012 в принимающих городах перед стадионами размещали информационные центры, в которых Крым позиционировался как туристический регион. Кроме того, маркетинговый бюджет полуострова составил полмиллиарда гривен, а около 400 млн грн было потрачено на рекламу одними только гостиницами. Стало больше приезжать туристов из-за рубежа: только из России их поток увеличился на 15 %.

Но Крым может заработать еще больше, несмотря на то, что его туристический сезон длится всего лишь 4 месяца. Например, здесь есть много природных и исторических достопримечательностей, которые можно посещать независимо от сезона, а не только рассматривать Крым как пляжный курорт. Для иностранцев, число которых с каждым годом увеличивается, полуостров интересен крымскими винами и историческими памятниками, а также их привлекает, что на небольшом расстоянии друг от друга находятся новые, не похожие друг на друга живописные места. Поэтому для Крыма очень важно разрабатывать экскурсионные программы, которые бы могли привлекать туристов круглый год.