Убить «Юлия Цезаря»

Убить «Юлия Цезаря»

  • 03.09.2013 11:12

Спустя 58 лет после гибели линкора «Новороссийск» в бухте Севастополя, ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» признался, что взрыв самого мощного корабля Советского Союза был делом рук ВМФ Италии.

«Джулио Чезаре»

До 1948 года линкор «Новороссийск»  состоял в составе итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре», в честь Гая Юлия Цезаря. Это был  один из пяти кораблей типа «Конте ди Кавур», построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа. «Джулио Чезаре» вошел в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».

За время Первой мировой войны «Джулио Чезаре» с противником так ни разу и не встретился. В межвоенный период «Джулио Чезаре» прошел три модернизации. В 1923 году линкор участвовал в бомбардировке греческого острова Корфу. Это стало первой силовой акцией установившегося в Италии режима Бенито Муссолини.

К началу Второй мировой «Джулио Чезаре» подошел, казалось бы, более или менее подготовленным, но в июле 1940-го итальянский линкор впервые столкнулся с противником, и в результате в корпус «Цезаря» угодил британский снаряд, вызвавший пожар. Потери экипажа убитыми и ранеными составили свыше ста человек.

В январе 1942 года отремонтированный линкор вышел в свой последний боевой поход. Недостатки в конструкции корабля, а также катастрофическая нехватка топлива вынудили итальянское командование превратить «Цезаря» в плавучую казарму.

«Новороссийск»

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счет репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре» Но даже он был на пару лет моложе, чем «Парижская коммуна» и «Октябрьская революция» – единственные линкоры в составе ВМФ СССР на то время.

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешел в Аугусту, откуда направился в албанский порт Влера. На корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв на новую базу 26 февраля.

Полученный корабль находился в крайне запущенном состоянии, поскольку с 1943-го по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания. В мае 1949 года «Новороссийск» встал в Северный док Севморзавода, где работы по его модернизации велись с перерывами до самого 1955 года. На момент вхождения в строй Черноморского флота, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР.

Гибель линкора

29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000–1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошел возле Госпитальной стенки Северной бухты Севастополя.

Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом Пархоменко приостановил начатую буксировку и запретил эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1 000 человек.

В четыре часа утра, когда крен достиг 17 градусов, командующего флотом и члена Военного совета вновь попросили снять с линкора личный состав, построенный на юте, но начальство вновь отказало. В четыре часа двенадцать минут на линкоре, который к тому времени носом погрузился в море, высоко задрав корму и завалившись на левый борт, погасли флагманские огни. Спустя три минуты «Новороссийск» опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт.

По официальным данным в катастрофе погибли 614 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. По неофициальным – до 800 человек. Водолазы из числа спасателей рассказывали, что замурованные внутри отсеков моряки пели «Варяга». Стук запертых в корпусе линкора людей был слышен до 1 ноября.

Версии трагедии

Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. «Минная» версия изначально подвергалась критике, так как было непонятно, как заряд, находившийся в воде более десяти лет, мог пробить восемь палуб линкора, три из которых – бронированные.

В выводах комиссии не исключалась возможность диверсии. В Италии, накануне передачи линкора СССР, открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Кроме того, как следует из архивных документов, планировалось подготовить 320-миллиметровый главный калибр «Новороссийска» для стрельбы снарядами с ядерной начинкой. По некоторым сведениям, как раз накануне линкор после долгих неудач отстрелялся экспериментальными спецснарядами (без ядерного заряда) по учебным мишеням.

Идеологом и руководителем диверсионной войны в Италии был потомок княжеского рода  капитан-лейтенант Юнио Валерио Сципионе Боргезе – убежденный фашист и опытный моряк. Он командовал итальянскими подводными диверсантами из XаMAS – 10-й флотилии штурмовых средств, которая действовала на Черном и Средиземном морях и базировалась в портах Крыма. В подчинении «черного князя» находились так называемые «люди-лягушки», которые с помощью человекоуправляемых торпед и подорвали корабли. Всего же с 1941-го по 1943 год жертвами диверсантов стали 23 судна.

После войны Боргезе некоторое время находился в тюрьме, но в 1949 году вышел на свободу и подключился к деятельности крайне правого Итальянского социального движения. В тот период его подозревали в организации диверсий на передаваемых Италией союзникам кораблях.

Признание бывшего диверсанта

С годами версия о причастности итальянцев к потоплению советского линкора стала восприниматься как почти что официальная, хотя никаких официальных подтверждений она не получала.

«Новороссийск» затонул возле Госпитальной стенки Северной бухты Севастополя. По официальным данным в катастрофе погибли 614 человек.

И вот спустя 58 лет после взрыва линкора в интервью, которое было опубликовано несколько недель тому назад в итальянской газете 4ARTS, ветеран отряда подводных пловцов «Гамма» в составе итальянской XаMAS, экс-сотрудник итальянской Службы военной разведки Уго д’Эспозито все же признался, что бывшие бойцы Боргезе причастны к гибели корабля. «Люди из флотилии не хотели, чтобы этот корабль достался русским, поэтому и уничтожили его», – рассказал д’Эспозито. Операция была проведена 29 октября 1955 года – в 33-ю годовщину так называемого Марша на Рим Бенито Муссолини.

4Arts подчеркивает, что слова Д’Эспозито – первое прямое признание итальянских военных причастности к уничтожению «Новороссийска». До этого адмирал Джино Биринделли и другие ветераны подразделения специального назначения категорически отрицали подобную версию.

В 2005 году в прессе появилось признание одного из диверсантов о его участии в затоплении «Новороссийска». Тогда слова некого Николо – последнего из доживших до тех дней исполнителей диверсии – были приведены не от первого лица, а в пересказе эмигрировавшего в США бывшего советского флотского офицера, который встретился там с Николо, и обнародованы бывшим офицером линкора «Новороссийск» Октябрем Бар-Бирюковым:

«Когда происходила передача итальянских кораблей Советскому Союзу, бывший командир XаMAS князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и взорвать линкор «Джулио Чезаре» во что бы то ни стало. Вознаграждение исполнителям было баснословным. В ночь на 21 октября 1955 года из некоего итальянского порта вышел обычный грузовой пароход, взяв курс на один из днепровских портов под погрузку пшеницы. Курс и скорость рассчитали так, чтобы пройти в 15 милях траверс маяка Херсонес в полночь 26 октября. Придя в заданную точку, пароход выпустил из специального люка в днище мини-субмарину и ушел своим курсом. Подлодка под названием «Пиколло» скрытно прошла в район севастопольской бухты Омега, откуда, при помощи гидробуксиров диверсанты двинулись к причальной бочке «Новороссийска». С заходом солнца минирование цели закончили, вернулись к «Пиколло» и вышли в открытое море, двое суток ждали «свой» пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, воду откачали. Три долгожданных удара по переборке известили, что операция закончена: «Юлий Цезарь» мертв…».

 

Крымский календарь:

 

30 августа 1918 – был учрежден Таврический университет, занятия на пяти факультетах – историко-филологическом, физико-математическом, юридическом, медицинском и агрономическом – начались в октябре 1918-го.

 

31 августа 1941 – в Елабуге покончила жизнь самоубийством Марина Цветаева. Марина Ивановна не раз бывала в Крыму – в Ялте, Коктебеле, Феодосии. В Коктебеле познакомилась со своим будущим мужем Эфроном.

 

01 сентября 1854 – Евпатория была оккупирована в ходе Крымской войны. Корабли союзного флота в составе англо-франко-турецких войск подошли к западному берегу Крыма и начали высадку 55-тысячной армии.

03 сентября 1918 – во дворе Московского Кремля была расстреляна Фанни Каплан, совершившая покушение на Ленина. После революции Каплан жила в Симферополе, где и приняла решение о покушении.

04 сентября 1991в связи с провозглашением независимости государством Украина чрезвычайная сессия Верховного Совета автономии приняла Декларацию о государственном суверенитете Республики Крым.

05 сентября 1917 – Сергей Рахманинов играл в Ялте концерт для фортепиано Ф. Листа. Крымчане стали последними отечественными слушателями композитора и пианиста, навсегда покинувшего Россию 23 декабря 1917 года.

Юрий Уманский