Вопросы без ответов

Вопросы без ответов

  • 03.04.2014 09:53

На вопросы о том, как защитить свою собственность на территории Крыма, юристам сейчас отвечать нелегко: ситуация давно вышла за правовые рамки.

Даже сугубо с правовой точки зрения четких ответов и советов на данный момент быть не может. Ситуация в Крыму пока что с трудом может найти свое место в координатах международного права. Но и на прикладном уровне, который наиболее важен как бизнесу, так и отдельным гражданам, ситуация не проще.

Вопросы, которые возникают, касаются практически всех сфер:

— Чье законодательство применяется в Крыму: России или Украины?

— Каков статус у компаний, находящихся в Крыму? Как могут/должны работать украинские компании в Крыму?

— Чья разрешительная система будет функционировать в отношении операций в Крыму и как именно?

Особенно важным вопрос будет для регулируемых юридических лиц, банков, страховых компаний, телекоммуникационного сектора, добывающих компаний и т. д.

— Каков статус имущества, находящегося в Крыму, и нужно ли перерегистрировать права на недвижимость?

— Кому платить налоги и какие именно? Будет ли для крымских компаний возмещение НДС, можно ли признать расходы прошлых периодов, зачесть налог на прибыль, уплаченный авансом?

— Как будет функционировать финансовая/банковская система? Каковы будут правила по расчетам и валютное регулирование?

— Что будет с договорами, заключенным с компаниями из Крыма или относительно операций/имущества в Крыму?

— Есть ли возможность вернуть заемные средства, выданные крымскому предприятию или физическому лицу, и будут ли действовать залоги и иные обеспечения?

— Будут ли имевшие место события считаться форс-мажором или существенным изменением обстоятельств для целей существующих обязательств?

— Как будут функционировать суды?

— Каков таможенный режим в отношении Крыма?

Подобный перечень представляет собой лишь малую толику вопросов. Большинство из них пока что находится в правовом вакууме.

Заполнить эти пробелы должно будет специальное законодательство – как Украины, так и России. В первом случае речь будет идти об установлении специального режима функционирования в Крыму. Такой режим должен быть установлен в разрезе наиболее насущных вопросов, в т. ч. упомянутых выше.

В России же, очевидно, будут приниматься акты, направленные на распространение российского правового режима на территорию Крыма, вероятно, со специальными переходными правилами. Речь будет идти о перерегистрации юрлиц, недвижимости, объектов интеллектуальной собственности, получении новых разрешений и т. д.

Сказать, что такие правовые режимы будут между собой конфликтовать, было бы даже приуменьшением. С большой вероятностью, два государства в ближайшее время не придут на международном уровне к какому-либо соглашению. На практике это означает, что бизнесу и гражданам будет непросто на каком-то этапе подчиняться двум законам одновременно.

К сожалению, в возникшей ситуации право и законодательство одного государства могут помочь только в рамках этого государства и в той мере, в которой государство может обеспечить применение своего законодательства на конкретной территории.

В условиях такой неопределенности давать практические – советы дело неблагодарное, но необходимое. Универсальных решений быть не может, а уже принятые, вероятно, понадобится менять на ходу.

По мнению юристов, скорее всего, придется занять выжидательную позицию – до тех пор, когда будут приняты соответствующие правила и появятся разъяснения регуляторов. Например, если речь идет об объектах, подлежащих регистрации, на данный момент они будут оставаться зарегистрированными, но в будущем может появиться (вынужденная) необходимость их перерегистрации.

Сергей Скрипка