«Все лучшее – детям!» или о будущем страны

«Все лучшее – детям!» или о будущем страны

  • 15.08.2013 06:47

Для начала несколько тезисов, оспорить которые не сумеет, я надеюсь, никто из моих читателей. И даже самому завзятому противнику пресловутого «совка» тоже будет довольно сложно протестовать, но об этом – ниже.

Первое: будущее любой страны, государства, нации – в ее детях. Второе: воспитание детей, формирование из них не только ЧЕЛОВЕКОВ, но и ГРАЖДАН – важнейшая задача государства (см. пункт первый). Третье: заниматься детьми (от государства) должны не случайные люди, а высокие профессионалы. Четвертое: высокие профессионалы, обеспечивающие в конечном итоге конкурентоспособность государства в ближайшей и дальней перспективе, должны получать адекватное вознаграждение за свой ВАЖНЕЙШИЙ труд. Пятое: для нормальной деятельности означенных профессионалов должна быть создана отличная инфраструктура (расшифровывать последнее слово не буду, потому что интуитивно всем все понятно – не бином Ньютона, чай).

Вот, это было вступление. А теперь один вопрос: наша страна думает о своем будущем?

 

Как это было в Советской Украине (и в Союзе)

В Советском Союзе перечисленным тезисам уделялось самое пристальное внимание. Ну, за исключением, разве, пункта четвертого. Но в СССР вообще заработная плата была не ахти какой высокой, но жить на нее, тем не менее, бюджетники вполне себе могли позволить.

Институт яслей, детских садиков и дошкольного – равно как и внешкольного – досуга в Союзе был развит чрезвычайно! Я не буду в этом убеждать быков, а здравомыслящие адекватные люди старшего возраста прекрасно знают, что так оно и было. И идеологией с детьми начинали заниматься чуть не с ясельного возраста, потому что читали и рассказывали малявкам ПРАВИЛЬНЫЕ книжки (вспомните одну из лучших песен Высоцкого про правильные книжки, которые читают в детстве). И не важно, были ли это сказки народные или сказки от Аркадия Гайдара – они были добрые, и мораль в них была общечеловеческая, нормальная. А советские мультики? Это же просто шедевры навсегда! А советский детский кинематограф? Эх…

Идем дальше и принимаем младшеклассного малька в октябрята. Идем еще дальше – и принимаем в пионеры и – старшеклассника – в комсомольцы. Это было плохо? Это было неправильно? Хм… Я тоже так думал в перестроечном угаре, да вот протрезвел с годами и понял, что это было единственно правильно! И плевать при этом на засилье идеологии от яслей и до комсомольского значка и дальше. Плевать! Только идиоты-добровольцы оставались слепыми и глухими, все нормальные дети трезво оценивали в массе своей эту самую идеологию строителя коммунизма и ее слабый контакт с реальностью уже в старших классах. Что не мешало неидиотам любить Родину как родную землю, как свое Отечество. И партия и правительство в эту любовь и в этот патриотизм не вписывались совершенно, спорить ни с кем не буду, потому что уверен в своей правоте на все 100 «с походом» процентов.

А ведь я еще не обмолвился о пионерских лагерях, детских санаториях и профилакториях! И слова не сказал о мощнейшей государственной программе летнего и всесезонного оздоровления детворы всех возрастов по профсоюзной и минздравовской линиям. Ах да, чуть не забыл вполне себе важного: практически все, о чем сказал и не сказал, было бесплатным.

Кстати, функционирование всего этого сверхмощного детско-подросткового инструментария обеспечивало государство. Да, яслей и садиков категорически стало не хватать где-то с начала 80-х, что ли. И дальше становилось все хуже. Но, между прочим, не хватать их становилось потому, что страна рожала детей в нормальных количествах, хотя с заработной платой у родителей в … (см. предыдущие абзацы)!

 

Как это есть сейчас

/Вы знаете, уважаемые читатели, я, как-никак, творческая личность и потому поступлю с этой главой настоящей статьи нетрадиционным образом – я ее писать вовсе не буду! По нескольким причинам. Во-первых, мы с вами живем в одном дурдоме и видим одно и то же. Во-вторых, большую часть нынешних реалий надо описывать с применением ненормативной лексики, а еженедельник на это пойти никак не может, увы…/

 

Как же народ выкручивается?

Эта глава будет посвящена вопросу о том, как люди выкручиваются и решают вопрос ясельно-садикового вакуума для огромного числа детишек. Честно скажу, что статистики по соотношению детей в «классических» яслях-садах и в новомодных самодеятельных институциях такого же функционального назначения, о которых ниже, не имею. Но имею широкий круг знакомств, так что писать буду не из головы.

И как обычно у меня водится, вопрос: где и когда уважаемая меня читающая сейчас публика видела новый садик-ясли? Очень интересно! Если видели, так чиркните в газету, я тоже хочу знать и не поленюсь съездить посмотреть.

А если без журналистских креативляний, то положение попросту катастрофическое! Для основной массы продолжающих рожать семей. Оттого и выходы тем, кому не повезло при рождении записаться в детский садик, чтобы очередь лет через пять, МОЖЕТ БЫТЬ, и дошла, приходится искать самостоятельно. И находить!

Во-первых, теперь мамаши в большинстве своем используют декретные отпуска по максимуму и всячески оттягивают выход на работу почти законными методами. Ну, потому что ребенком занимаются, потому как отдать его некуда. А очень часто – и не хочется, потому как… Впрочем, это тоже отдельная тема.

Во-вторых, бабушки и дедушки нынче в воспитании малявок задействованы как никогда мощно и почти без исключений. В-третьих, докатилась и до простых громадян идея и практика нанимать нянечку, что в рАзвитых и цЫвилизованных государствах Запада называется бэби-ситерством. В-четвертых, активнейшее распространение получили частные семейные мини-садики штук на пять-десять крохопулек.

 

Идеология и, простите меня, образование

С идеологией – в переложении на детскую тему – сейчас все обстоит распрекраснейшим образом. Ее нет. Советской нет, антисоветская есть. И античеловеческая есть, потому что ВСЕ доступное детям поверх семьи и мимо семьи является уродованием ребенка и выращиванием из него сугубого индивидуалиста, потребителя, циника и пошляка. Большое спасибо телевидению и интернету.  

Кстати, о телевидении – огромное количество молодых людей, вступающих в детородный возраст, вообще не смотрит телевизора. У меня масса живых тому примеров – нормальному человеку там ловить практически нечего кроме считанных на пальцах одной руки проектов. Я-то смотрю и даже извлекаю из просмотренного пользу, как и множество умеющих думать и анализировать людей, которых уже не заманипулируешь и не переформатируешь, потому как умеют критически воспринимать информацию любого рода. Правильные книжки в детстве читали.

Но детсадовского возраста дети смотрят! У них ведь критического начала вовсе нет, отчего и принимают все близко к сердцу – вместе с Малаховыми, Малышевыми, непрерывными танцульками и говорилками, Петросянами и морем разливанным «свобод слова» и прочей желтушной клубнички. Плюс дебильные сериалы, рядом с которыми «Просто Мария» покажется наивным и безопасным детским садом, прошу прощения за каламбур. А если еще заглянуть в интернет (даже не на порно-сайты, а в игровой сегмент и социальные сети) – мамдарагая и умеретьневстать! А вот книг и даже книжек никто практически и не читает. Даже не вполне правильных.

А теперь, не окончивши с предыдущим, бросаем свой взгляд на образование. Вашему покорному слуге в свое время удалось немного попедагогствовать, ага. Распределение я получил в городскую территориально школу, но с подчинением району. По ее статусу я – как сельский молодой специалист – свободен был от прохождения воинской службы на законных основаниях. Но именно в армию я из школы и сбежал, потому что сеять разумное, доброе и вечное можно в землю, а не в песок. Короче, уже много лет назад рядовая школа давала большей части своих учащихся не знания, а аттестаты. Сейчас ситуация еще хуже.

И хуже она по, самое малое, трем причинам: нежелание большой части мальков, тинейджеров и недорослей учиться, неумении и нежелании значительной части нынешних педагогов учить (напомнить оклады жалования учителей?) и принципиально и целенаправленно ослабляемой с каждым годом школьной программы. Это, увы, тенденция, хотя счастливые исключения еще есть. Что на уровне учащихся, что на уровне педагогов, что на уровне отдельных школ, держащих марку.

А вот теперь и главное – и самое страшное – что окончательно добивает массового школьника: ВНО или как там оно правильно называется. Извините, вот уж эта тема совсем обширна и требует совершенно отдельного вдумчивого разговора, но постараюсь основные свои мысли донести.

Для начала как бы шутка юмора из вопросов по русской литературе: «Анна Каренина погибла под…? А) электричкой; Б) самосвалом; В) мотоциклом; Г) паровозом». И это не шутка! Так последствия этой болонской оценки «знаний», тупо и бездумно привнесенной на нашу почву, лишает детей способности мыслить системно, замечать причинно-следственные связи, превращает восприятие мира в просмотр клипа. Ага, даже термин уже такой появился – «клиповое мышление». Это когда все по отдельности, зато мелькает быстро и думать не надо. Вот так, если буквально в двух словах о ВНО или как там оно правильно называется.

А теперь риторический вопрос ко всем, кто дочитал до этого места: Украина в лице предыдущих властей и нынешней власти задумывается о своем будущем?

Игорь Куприянов