Вступил в силу запрет на рекламу сигарет

Вступил в силу запрет на рекламу сигарет

  • 24.09.2012 11:03

Вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий» № 3778-VI.  С этого дня, согласно разъяснениям главы Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Сергея Орехова, будет полностью запрещена, во-первых, массовая реклама сигарет в местах их продажи (на кассах супермаркетов, в киосках, которые торгуют сигаретами), а во-вторых – реклама сигарет в Интернете (кроме сайтов для совершеннолетних).

Важное новшество – запрет на предложение или предоставление бонусов, премий, возвращение наличных денег, право на участие в лотерее или конкурсе, которые прямо или опосредованно связаны с покупкой и употреблением табачных изделий. «То есть вся массовая реклама, которая еще недавно могла попасть на глаза подросткам, должна исчезнуть», – подчеркнул Орехов. Нарушителям закона грозит штраф, базовая ставка которого составляет от 30 до 50 тыс. грн.
Закон о запрете рекламы табачных изделий идет в ногу со временем, и вслед ему надо принять закон, запрещающий рекламу фастфудов. Такое мнение высказал эксперт Алексей Валевский. «Этот закон не популистский. Это вполне нормальный закон, который идет в ногу со временем. Условно говоря, дух времени состоит в том, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни. По статистике, среди жителей Украины очень много курильщиков, гораздо больше, чем в других европейских странах. Статистика заболеваний от курения вообще удручающая», – сказал Валевский.
По его мнению, должен быть принят и закон о запрете рекламы питания в фастфудах. «Хотелось, чтобы на этом наши политики не остановились и принимали другие аналогичные законы. Например, запрет рекламы продуктов из фастфудов. По мнению многих медиков, эта пища вредна для здоровья», – отметил Валевский.
В свою очередь эксперт Игорь Рейтерович также выразил убеждение в необходимости введения закона о запрете рекламы табачных изделий. «Об этом законе уже давно говорили. Я бы сказал, что он в русле европейской тенденции. У нас модно подражать европейским традициям. Во многих странах Европы реклама сигарет или существенно ограничена, или запрещена», – отметил эксперт.
Участники рынка уверены, что одними законопроектами ситуацию с курением в стране не изменить. Они уверены, что это только увеличит доходы нелегальных продавцов.
В 2011 году украинцы выкурили около 15 млрд штук контрабандных и поддельных сигарет. Это в 15 раз превышает показатель 2005 года. В результате в бюджет не поступили миллиарды гривен акцизного сбора, сотни тысяч гривен налога на добавленную стоимость, а торговля сигаретами еще более криминализовалась.
Неофициально представители крупных табачных компаний высказывают мнение, что к такой ситуации привела непродуманная борьба с курением, в рамках которой в стране за последние четыре года восемь раз повышали ставки акцизного сбора на табачные изделия, вследствие чего они подорожали втрое. Но несмотря на то, что производство сигарет в  стране упало, налоги украинских производителей составляют около 8 % дохода государственной казны.
По словам представителя одного из крупнейших производителей табака в Украине, на количество курильщиков запрет рекламы существенно не повлияет, а вот количество контрабанды и подделок увеличит. При этом легальным налогоплательщикам – табачным компаниям – год из года становится все труднее вести бизнес.
По мнению исполнительного директора Всеукраинской рекламной коалиции Максима Лазебника, самым болезненным из новшеств для производителей станет потеря возможности проводить BTL-акции. «Они очень эффективны с точки зрения роста продаж, правда, только в период их проведения. По завершении  потребитель, как правило, возвращается к привычному товару. Прирост новых лояльных клиентов может составить доли процента. Но часто за этой мизерной динамикой стоят существенные суммы», – отмечает эксперт.
Одними законопроектами, наступающими на горло табачным компаниям и их дистрибьюторам, ситуацию с курением не изменить, считают эксперты. Завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Константин Красовский утверждает, что за годы существования госпрограммы по борьбе с курением государство не выделило на нее ни копейки и говорит, что запрет рекламы уменьшит число курильщиков лишь в далекой перспективе. «Необходимо запретить курение на рабочих местах, организовать помощь тем, кто хочет избавиться от вредной привычки, а также широко информировать о вреде табачного дыма», – резюмирует Красовский.
Правительство не намерено останавливаться в своем наступлении на украинских курильщиков. С 2013 года может быть введена минимальная розничная цена на табачную продукцию – в правительстве предложили обязать торговые сети продавать сигареты не дешевле 10 грн за пачку.