Выбираем цифровой фотоаппарат

Выбираем цифровой фотоаппарат

  • 11.09.2012 09:45

Если Вы решились на покупку цифрового фотоаппарата, определитесь, для чего Вы собираетесь его приобрести, и собираетесь ли совершенствоваться в искусстве цифровой фотографии.

В последнее время поутихли споры вокруг темы, что лучше – фотографировать на пленку или на цифру. Ставшие доступными «зеркалки» и 8–12 мегапиксельные камеры в мобильных телефонах, практически полностью вытеснили пленочные фотоаппараты. Жаль, в пленке была магия процесса. Проявка, печать фотографии и т. д. Но главное, что прежде чем сфотографировать на пленку, мы прекрасно осознавали, что у нас есть максимум 36 кадров. Каждый из них на счету. Никто не жал на кнопку спуск по десять-двадцать раз просто оттого, что увидел что-то интересное. Изначально в голове возникал образ, он обдумывался по кадрированию, сюжету, решался вопрос с экспозицией, и только после этого совершалась магия фиксации момента в вечности.
С цифровыми же фотоаппаратами все гораздо проще – щелкай на здоровье, это и нервы успокаивает (ритмичными нажатиями на спуск) и позволяет получить практически неограниченное количество кадров, которые можно потом с гордостью демонстрировать своим родственникам и друзьям. Если Вы все же решились на покупку «цифры», то советуем определиться, для чего она нужна.
Если Вы хотите фотографировать своих знакомых, друзей, себя на вечеринках, на отдыхе, за работой, то Вам не нужны дорогостоящие зеркальные камеры – универсалы, стоящие бешеных денег. Вполне хватит фотоаппарата начального уровня (термин «начальный уровень» ни в коем случае не приравнивается к термину «некачественный», а всего лишь означает наличие тех или иных функций, которые нужны далеко не каждому фотолюбителю). Но, если Вы собираетесь обучаться цифровому делу, то лучше всего брать камеру «на вырост» – это позволит использовать все новые и новые функции аппаратуры по мере совершенствования своего мастерства.
Существует целый ряд технических характеристик, на которые стоит обратить внимание в первую очередь при выборе цифрового фотоаппарата.
Матрица и разрешение
Фотоаппарат может иметь большое количество мегапикселей, но если матрица плохого качества, то на фото будут цветные разводы, цветные точки, и тому подобные помехи, которые называются шумами. В средней и верхней категориях фотоаппаратов шумоподавление – один из главных критериев при выборе «своего» фотоаппарата. Большое количество пикселей не означает хорошее качество фотографии. Если Вы собираетесь распечатывать фото в обычных форматах (9х13 или 10х15), то, в принципе, фото, сделанное 3-х мегапиксельной камерой практически не отличается от фото, сделанного 8-ми мегапиксельником. Если Вы не собираетесь распечатывать фото большого формата или использовать снимки в полиграфии, не стоит тратиться на дорогущую камеру, которая никак не покажет свои преимущества в этом случае.
Оптика
У фотоаппарата может быть «цейсовская» оптика, преимущества которой напрочь убиваются некачественной матрицей или неудачным программным обеспечением. А может быть и наоборот – посредственная оптика, но очень хорошая матрица и системный софт. Качества фотографий во втором случае будут лучше. Обращайте внимание на наличие зума (как оптического, так и цифрового). Прежде всего, стоит обращать внимание на оптический зум. Качественным оптическим увеличением может похвастаться далеко не каждый цифровик.
Доступные форматы
Большинство цифровых фотокамер производят снимки в формате JPEG, которого вполне достаточно для большинства целей. Но не стоит все-таки забывать о том, что JPEG – формат сжатых цифровых изображений, что привносит свою ложку дегтя в качество получаемого снимка. Наличие формата TIFF может говорить о том, что данная камера создана для использования профессионалами, так как TIFF – формат несжатого графического файла.
Режимы экспозиции
Большинство современных цифровиков имеют функцию автоматического определения экспозиции. Но можно выбрать и фотоаппарат с возможностью ручного выбора экспозиции. Эта функция используется в основном профессионалами, для пользователей «цифры» начального и среднего уровня ручное управление особо не нужно.

Возможность изменения настроек вручную
Профессионалами ценятся фотоаппараты, позволяющие изменить настройки «по умолчанию», например, такие, как регулировка диафрагмы, регулировка выдержки, установка баланса белого, изменение чувствительности матрицы.

После покупки цифрового фотоаппарата или мобильного телефона со встроенной камерой, прежде чем выйти на «фотоохоту», следует прочитать статью известного итальянского писателя, ученого-философа, историка-медиевиста Умберто Эко, которая недавно вышла в итальянской  газете L’ESPRESSO:
Stupido, metti via quel telefonino (Глупец, спрячь свой сотовый телефон)
Снять видео или сфотографировать, чтобы потом выложить отснятое в Сеть. Отныне многие думают только об этом, когда присутствуют при каком-то событии. И, таким образом, отказываются от возможности понять то, что действительно совершается перед их глазами.
Некоторое время тому назад в Академии Испании в Риме я пытался рассказывать, но одна синьора ослепила меня светом своей телекамеры так, что я даже не мог прочитать план своей речи. Я отреагировал довольно резко, заявив, как мне случается говорить с неделикатными фотографами, что, когда работаю я, они должны прекратить свою деятельность из-за разделения труда. Синьора выключила телекамеру с весьма недовольным видом. Неделю назад в Сан-Лео, где происходило прекрасное событие, организованное  по инициативе муниципалитета по поводу обнаружения пейзажей Монтефельтро в росписях Пьеро делла Франческа, три человека ослепили меня вспышками своих камер так, что я должен был призвать их к порядку согласно правилам хорошего воспитания. Следует отменить, что и в первом, и во втором случаях нарушители не были представителями Большого Брата, скорее всего они были образованными людьми, которые по доброй воле пришли, чтобы послушать доклады, требующие некоторых умственных усилий для их осмысления. Тем не менее, очевидно, что синдром электронного глаза заставил их снизить уровень гуманизма: практически их не интересовал доклад, они только хотели зарегистрировать событие, чтобы потом выложить зафиксированное на YouTube. Они отказались от попытки понять то, о чем говорилось, чтобы запечатлеть на своих сотовых телефонах событие, которое они могли бы наблюдать собственными глазами.
Это присутствие механического глаза в ущерб работе мозга, кажется, изменило сознание даже цивилизованных людей. Они покидают культурное мероприятие, на котором присутствовали, с некоторым количеством отснятых кадров, что имело бы смысл, если бы я давал сеанс стриптиза, но в головах их не остается никакой идеи о том событии, свидетелями которого они были. И если они путешествуют по миру, фотографируя все, что видят, то, очевидно, они обречены забыть то, что они зарегистрировали день тому назад. Я рассказывал по разным поводам о том, как  бросил фотографировать в 1960 году после экскурсии по французским соборам, где я как сумасшедший снимал все на пленку. По возвращении я остался с серией фотографий низкого качества и уже не помнил того, что видел. Я забросил свой фотоаппарат и в последующих путешествиях пытался зафиксировать в собственной памяти то, что видел.
Когда мне было 11 лет, меня привлек необычный шум на городской улице, где я находился. Я видел издали, что грузовик задел крестьянскую повозку, на которой ехали муж с женой. Женщину выбросило на мостовую, она лежала с разбитой головой в луже крови и вытекшего мозга (в моих жутких воспоминаниях это ассоциируется с размазанным тортом из взбитых сливок и клубники), а ее муж прижимал ее к себе и кричал от отчаяния. Я не стал подходить ближе, пораженный ужасом. Я не только в первый раз увидел мозг, размазанный по асфальту (по счастью и в последний), но я впервые оказался перед лицом Смерти, Боли, Отчаяния. Что бы случилось, если бы у меня был, как в нынешние дни у каждого мальчишки, телефончик с фотокамерой? Может быть, я заснял бы случившееся, чтобы продемонстрировать друзьям, что я там был, а потом бы выложил мой видеокапитал на YouTube, чтобы пощекотать нервы любителей «schadenfreude», то есть тех, кто испытывает удовольствие от несчастий других. А потом, как знать, продолжая регистрировать несчастные случаи, я стал бы совершенно равнодушным к бедам других людей. А вместо этого я сохранил это событие в моей памяти, и по прошествии 70 лет оно продолжает терроризировать и воспитывать меня, делая неравнодушным и сострадательным участником  несчастий других людей. Не знаю, есть ли еще возможность у сегодняшних подростков повзрослеть. Но взрослые с глазами, прикованными к сотовым телефонам, отныне навсегда потеряны.