Заголовок: ОМП (о, может, перекусим!?) – Общество Массового Потребления

Заголовок: ОМП (о, может, перекусим!?) – Общество Массового Потребления

  • 06.08.2013 13:55

Общество Массового Потребления – это такое общество, в котором внешнее стимулирование потребления товаров становится главным условием роста экономики.

Происхождение

Точная дата рождения ОМП не известна, но, предположительно, это произошло во время Великой депрессии на основе теоретических изысканий английского экономиста г-на Кейнса (того самого, который был женат на известной русской балерине Лидии Лопуховой). В текущем виде понятие сформировалось лишь после Второй мировой войны.

В конкурентной борьбе каждый бизнесмен старается произвести больше и дешевле, поэтому при рыночных отношениях производство патологически растет. В случае, если товары не покупают, наступает ситуация перепроизводства, которое обваливает всю экономику в жесточайший кризис – предприниматель сокращает бесполезный персонал, чем еще больше сокращает способность населения покупать.

В допотребительскую эпоху проблему расширения производства решали за счет колоний, захватывая территории и увеличивая количество потребителей. По сути, Первая мировая война началась из-за того, что ничейных колоний уже не осталось. Таким образом, вопрос, стоявший перед Кейнсом во время Депрессии, был таким: «Как увеличить потребление?». Все колонии уже были поделены, начать военные действия (чтобы в перспективе отобрать колонии и увеличить производство за счет вооружения – как в Первую мировую) было политически плохим вариантом. Пришлось стимулировать потребление.

Доходило до смешного: люди выполняли бесполезную работу за реальные деньги, лишь бы они могли что-то купить. Например, раскапывали яму и тут же ее закапывали. Однако это сработало, и ожившее потребление оживило производство. За этим последовал пересмотр учебников по экономике, и на первый план вышла новая формула: «спрос определяет предложение». Началось разделение мира на сытый «золотой миллиард» и загибающийся от голода «третий мир».

Иными словами, общество потребления это не просто общество, в котором покупают что-то, что навязали, а именно такое общество, в котором навязывать потребление есть экономическая необходимость, потому что иначе не будет того самого роста производства и, следовательно, наступит очередной экономический кризис (перегрев экономики, когда товаров производится больше, нежели потребляется).

Евангелие от Маркса

Заслуга Маркса состоит прежде всего в том, что он открыл тенденцию капитализма к вырождению. Два ключевых понятия, чтобы понять что это – эксплуатация и отчуждение. Маркс выделял четыре вида отчуждения, но в целом его сущность можно представить так: рабочий, который пашет на капиталиста, не видит результата своего труда, не заинтересован в своем труде, так как прибыль, которую создает рабочий, «присваивает» себе капиталист.

Единственный верный способ, по Марксу, чтобы прекратить этот замкнутый круг – определить тот класс, который продолжит развитие после того, как капитализм исчерпает все возможности развития и будет его тормозить. Этот новый класс, устроит революцию и уничтожит капиталистов как класс – сначала отобрав у них политическую власть, а потом и собственность.

Однако, после появления «общества массового потребления», капиталисты получили возможность сохранить и приумножить свою прибыль и капитал, а рабочий получил возможность иметь много товаров и еды. Мировая революция захлебнулась: дилемма «умирать за революцию или умирать в нищете» исчезла.

Евангелие от Делёза

Мировая экономика за последние десятилетия, казалось бы, значительно изменилась, но на самом деле, переместилась на другой уровень. Если раньше эксплуатировали отдельного человека и его труд, то теперь эксплуатирует его органы. Можно нигде не работать, но  органы должны потреблять товары, чтобы обеспечивать прибыль бизнесу.

Промышленника-фармацевта, который производит капли для носа, интересует только нос потребителя, причем лучше всего с воспалением. Особо жесткая конкуренция на рынке идет за желудки и почки потребителей. Тело и чувства буквально поделены, и каждая крупная корпорация тайно желает иметь монополию на них.

Культ потребления

Проблему чрезмерного потребления обозначил еще немецкий социолог Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть?». Показав, что история со времен Адама не знала еще такого культа потребления, а употребление Евой яблока в райском саду – невинность, по сравнению с современным потреблением, бессмысленным и постоянно увеличивающимся. Оказалось, что потреблять можно не только продукты питания и товары, но и культуру, и искусство как таковые. Возникли целые направления в отраслях производства, удовлетворяющие якобы естественные потребности масс.

При помощи рекламы культ потребления поддерживают современные жрецы-модельеры, повара, диетологи, врачи, известные «личности» и другие псевдоспециалисты.

 

«Если у человека есть желанный список того, что в жизни «должно быть», то он 100 % клиент общества потребления, тот самый потребитель, то есть раб навязанных ОМП желаний»

 

McWorld

Термин McWorld (Макмир) впервые ввел в обиход политолог Бенджамин Барбер, обозначив им массовую культуру. Чтобы потреблять, люди должны хотеть потреблять. Следовательно, было бы отлично для производителя превратить желание потребления в ценности и нормы, а может даже в цели жизни. Тут и приходит на помощь McWorld. В результате этой культагрессии весь мир (даже СССР сквозь железный занавес) узнал о Микки Маусе, MTV, МакДональдсе, Пепси и прочих вещах, которые в быту и в жизни бесполезны. В свою очередь это потянуло за собой другие потребности и желания, пошла цепная реакция.

Уровни потребления и потребители

Современное ОМП можно разделить на классы по уровню и масштабам потребления:

Элита

Элитное потребление подразумевает, что потребляются дефицитные, эксклюзивные и дорогие товары. Большей частью это единичные товары (не массовое производство) из редких материалов, часто ручной работы. Такое потребление могут позволить себе немногие, и их по праву в ОМП называют Элитой. Сюда входят крупные бизнесмены собственной персоной, а также наиболее богатые представители человечества.

Богема

Это та часть общества, которая не может быть творческой (в силу своей бездарности) и при этом не хочет работать, но много потребляет и стремится к единичным товарам. Определение, конечно, не совсем четкое, но оно выделяет сущность этой прослойки. Среди наиболее ярких примеров – «звездочки» отечественного шоу-бизнеса.

Средний класс

Сюда входит весь малочисленный в нашей стране средний класс. Здесь дорогие товары и услуги (массового производства) часто берут в кредит, и также часто этот кредит долго отдают или не отдают вообще.

Илита

Исковерканное слово «Элита». Люди в этой прослойке считают себя суперилитой только лишь потому, что посещают модные клубы и рестораны; носят, как им кажется, хорошую одежду и обувь (массового производства); ездят на купленных в кредит автомобилях и т. д. В Украине эта прослойка наиболее многочисленна и обеспечивает прибыль Элиты и Богемы (хотя в развитых странах эту функцию выполняет Средний класс), а также, косвенно – рабочие места для Среднего Класса. 

Маргиналы

Это самый низший класс в ОМП. Сюда входят пенсионеры, представители низкооплачиваемых профессий и т.д. Маргинал – изначально, культурологический термин, подразумевающий личность, находящуюся на стыке культур. Маргиналы в ОМП могут принадлежать к любому из классов, они выделяются только тем, что потребляют  меньше других.

Потребитель

Что обществу потребления нужно от человека? Чтоб он потреблял. Работал и потреблял  на заработанные деньги. Смотрел кино, играл в компьютерные игры, покупал новые вещи, затаривал тележки в супермаркетах, регулярно менял телефоны, машины, квартиры. Просто работал и покупал. Обычный потребитель умеет лишь потреблять впечатления и выполнять ряд несложных функций на своей работе. И больше – ничего. Вся жизнь сводится к тому, чтобы продавать себя, время своей короткой жизни за возможность потреблять побольше.

Потребительский апокалипсис

Сосредоточение всех сил на потреблении рано или поздно, но приведет к тотальному кризису. Рано – в очередном кризисе перепроизводства, поздно – кризис перепроизводства решат тем, что китайцы, индийцы и остальные, не входящие в золотой миллиард, станут потреблять блага на том же уровне. Это приведет к скорому исчерпанию природных ресурсов, к неминуемому коллапсу и т. д. Конечно, можно тот же металл или пластик перерабатывать, а еще есть альтернативные источники энергии, но не надо забывать, что мы живем в злой рыночной экономике, где производят ради прибыли, а не ради жизни на Земле.

Сергей Скрипка