Что ждет крымских водителей с 1 июля

Что ждет крымских водителей с 1 июля

  • 01.07.2015 06:45

Сегодня вступают в силу новые правила дорожного движения РФ.

Поправки в УК радикально ужесточают ответственность за вождение в пьяном виде. Изменения в ПДД детально разъясняют водителям, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязывают носить светоотражатели в ночное время за городом. Кроме того, полис ОСАГО можно будет теперь купить и продлить в электронном виде.

Уголовным преступлением отныне будут считаться повторное управление автомобилем в пьяном виде или повторный отказ от медосвидетельствования. Под повторностью подразумевается нарушение, которое было совершено в течение года с того момента, как водителю вернули права после прошлого лишения прав за пьянку. К примеру, гражданин был пойман ГИБДД за рулем в пьяном виде 1 июня 2013 года, решением суда лишен прав с 1 августа 2013 года до 1 августа 2015 года (на два года). До 1 августа 2016 года нарушитель будет считаться наказанным — если в течение этого периода он снова сядет за руль пьяным, то его будут судить уже по новым статьям УК, а не по КоАП. Аналогичный принцип распространяется и на тех, кто ранее был судим по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).

Раньше всех подобных нарушителей привлекали к административной ответственности, а значит, могли лишить прав максимум на три года. Теперь суд может назначить штраф в 200–300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов или реальный срок лишения свободы до двух лет.

Теперь в правилах детально и более понятно, чем раньше, расписан алгоритм действия водителей при аварии. Всего предусмотрено четыре сценария развития событий.

В случае если произошло ДТП с пострадавшими, водитель вызывает скорую помощь и полицейских, они оформят документы и дадут справку для страховой компании. Если поврежденные машины блокируют проезд, нужно зафиксировать на фото (или схематично) место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию», после чего освободить проезжую часть. Впрочем, накануне представители ГИБДД на пресс-конференции все-таки не рекомендовали трогать машины до приезда полицейских (если в аварии есть пострадавшие), несмотря на заложенную в новых правилах возможность.

Второй вариант: пострадавших нет, но водители не решили, кто виноват в происшествии. В этом случае они обязаны, сфотографировав место происшествия, освободить дорогу (если машины мешают проезду), после чего позвонить в ГИБДД. Инспектор по телефону может разрешить оформить аварию на ближайшем посту или приедет сам.

Третий вариант: участники аварии сами договорились, кто виноват в происшествии, после фотосъемки они не вызывают инспектора, а отправляются на пост сами.

Четвертый сценарий, по сути, вытекает из третьего: он возможен, только если причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб. В этом случае полиция вообще не нужна: водители сами рисуют схему ДТП, заполняют бланки извещений об аварии (прилагаются к полису ОСАГО) и направляют документы страховщику.

Такое оформление называется европротоколом — именно для его популяризации и были внесены изменения в ПДД.

Еще один блок изменений в ПДД касается пешеходов. До сих пор правила рекомендовали гражданам «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами» при движении по обочинам или по краю дороги в темноте. С 1 июля в ПДД будет уточнено: вне населенного пункта пешеход обязан быть экипирован соответствующим образом, выбирая маршрут вдоль трассы. Это может быть одежда со светоотражающими элементами или специальные световозращатели в виде брелоков и браслетов на руке.

Любопытно, что до сих пор власти четко не объяснили, где граждане возьмут светоотражатели. 

Наконец, последний блок изменений касается получения полисов ОСАГО в электронном виде, через интернет. Согласно ст. 15 закона об ОСАГО, физическое лицо подписывает заявление о приобретении страховки простой электронной подписью, юридическое лицо — усиленной квалифицированной электронной подписью, в итоге покупателю присылается «страховой полис в виде электронного документа». Таким образом, появится возможность приобрести страховку не выходя из дома и не брать с собой бумажную версию полиса в дорогу. Президент РСА Игорь Юргенс утверждает, что с 1 июля необходимо иметь либо полис ОСАГО старого образца, напечатанный на бланке строгой отчетности, либо распечатку электронного полиса (по аналогии с тем, как оформляются в электронном виде авиабилеты). Проверить достоверность электронного полиса, утверждают страховщики, инспекторы ГИБДД смогут по базе данных РСА, к которой с 15 июня ведомство уже получило доступ.

Эксперты считают, что на практике инспекторы будут все-таки требовать бумажные полисы, поскольку это заложено в действующих ПДД. «Получилось все, как обычно,— пояснил президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Закон об ОСАГО разрешает электронные полисы, а ПДД — нет. Формально закон имеет большую юридическую силу, чем правила, установленные постановлением правительства РФ. По сути, правы одновременно и страховщики, и гаишники. В результате водители будут спорить на дороге с инспекторами, а там уж как повезет. По уму надо вносить изменения в ПДД, менять формулировку, уточнять, что же такое страховой полис. А в идеале — вообще убирать обязанность возить с собой страховку: от нее одни неприятности. По базе данных договор ОСАГО уже давно можно проверить».

По словам Игоря Юргенса, продавать полисы в электронном виде является не обязанностью компаний, а их правом — о готовности использовать это нововведение уже заявили 22 крупных страховщиков.

«К настоящему времени осуществлена вся необходимая предстартовая подготовка для запуска электронных продаж полисов ОСАГО, с технологической точки зрения опасений никаких у РСА нет»,— заявил господин Юргенс.

Ранее страховщики просили ЦБ отсрочить введение системы электронных продаж на полгода. В результате с 1 июля будет разрешено только пролонгировать существующие договора. Продажа новых полисов в интернете начнется лишь с 1 октября, передает «Коммерсант».