Деньги на строительство Керченского моста пошли через банк, попавший под санацию

Деньги на строительство Керченского моста пошли через банк, попавший под санацию

  • 16.07.2015 10:48

По мнению экспертов, такие нарушения являются основанием для того, чтобы суд признал контракт недействительным.

Для сопровождения строительства Керченского моста выбрали банк, не соответствующий критериям отбора кредитных организаций для дорогостоящих государственных объектов, пишет РБК.

Согласно госконтракту, на первом этапе, до получения положительного заключения Главгосэкспертизы на проект, выбирается банк для сопровождения проекта (мониторинга расчетов). Генподрядчик строительства — компания «Стройгазмонтаж» (СГМ) Аркадия Ротенберга — выбрал для этих целей Мособлбанк.

Как пишет издание, согласно постановлению правительства «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» государственные деньги (речь идет о госконтрактах свыше 10 млрд руб.) могут проходить только через банки из перечня кредитных организаций, «отвечающих требованиям законодательства для принятия банковских гарантий в целях налогообложения». Контракт на строительство Керченского моста был заключен 17 февраля. В тот момент в перечне таких кредитных организаций, опубликованных Минфином, Мособлбанк отсутствовал. Сейчас его там тоже нет.

Чтобы попасть в этот перечень, банк должен иметь лицензию, капитал не менее 1 млрд рублей, должен соблюдать обязательные нормативы ЦБ и не быть в состоянии банкротства или санации. При этом, по данным издания, в мае 2014 года, менее чем за год до конкурса, Банк России объявил о санации Мособлбанка «в связи с наличием угрозы интересам кредиторов банков и вкладчиков». Регулятор нашел нарушения законодательства и выяснил, что банк ведет высокорискованную кредитную политику.

В то же время представитель «СГМ-Моста» (дочка «Стройгазмонтажа», которая отвечает за проект) заявил, что Мособлбанк был выбран как оптимальный. При этом правомерность выбора он комментировать не стал.

В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил, что банк подходил по всем критериям. По его словам, в распоряжении правительства, которым СГМ назначается генподрядчиком, содержатся «существенные условия» контракта, в том числе определяющие особый порядок выбора банка.

Однако генеральный директор Центра размещения госзаказа Александр Строганов считает, что особых условий не было. Более того, по его словам, нарушения при выборе банка-сопроводителя являются основанием для того, чтобы суд признал контракт недействительным.

В то же время первые деньги через Мособлбанк уже прошли. Судя по платежным поручениям, опубликованным на портале госзакупок, 2 июля 2015 года на расчетный счет «Стройгазмонтажа» в банке из бюджета поступило 37 млрд рублей с указанием «Строительно-монтажные работы» и 3 млрд рублей с пометкой «Инженерные изыскания и проектные работы».

Представитель Росавтодора пояснил, что 40 млрд рублей — это размер аванса, предоставленного подрядчику. Он подчеркнул, что Мособлбанк будет сопровождать контракт до получения положительного заключения по проекту от Главгосэкспертизы (передан на рассмотрение 30 июня).