Сроки введения единой платежной квитанции в Крыму перенесут

Сроки введения единой платежной квитанции в Крыму перенесут

  • 27.05.2016 06:51

С 1 июля жителям многоквартирных домов Крыма должны предложить рассчитываться за услуги ЖКХ по единой квитанции. Должны, но скорее всего не предложат, и срок внедрения единой платежки будет перенесен.

Система расчетов за услуги ЖКХ по единому платежному документу (ЕПД) должна заработать повсеместно. Оператором этого процесса выступит ГУП РК «Единый информационный расчетный центр» (ЕИРЦ). Смысл нововведения прост: вместо пяти платежных книжек за коммунальные услуги, газ, электричество, воду и тепло собственник жилья раз в месяц будет получать по почте одну квитанцию и оплачивать ее в ЕИРЦ. Дальше уже ЕИРЦ «расщепляет» платеж на пять составляющих и доводит деньги до поставщика услуг. Казалось бы, новая система упрощает жизнь потребителей, но ее внедрению мешает инерция крымчан и сопротивление поставщиков услуг.

Экспериментально внедрять ЕПД начали в двух симферопольских многоэтажках еще в июле минувшего года, предложив 170 собственникам выбор — платить по-старому или пользоваться единой квитанцией. В результате число пользователей новой системы постепенно увеличилось с 26 до 40, а платежная дисциплина возросла. Но многие владельцы жилья увидели в ЕИРЦ лишнего посредника, от которого нет никакой пользы.

— Сейчас каждая ресурсопоставляющая компания — будь то «Крымэнерго», «Крымгазсети» или «Вода Крыма» — содержит целый штат сотрудников расчетных центров, закупает для этого программное обеспечение, и расходы на эти цели включены в тариф, — рассказала генеральный директор ЕИРЦ Екатерина Казаченко. — Мы же делим эти расходы на пять, потому что расчетный центр будет един для всех.

Потребители никакой экономии скорее всего не почувствуют. Но, в конечном итоге, государство сможет инвестировать больше средств в модернизацию ЖКХ полуострова. Кроме того, ЕИРЦ станет своего рода информационным банком данных о всех операциях потребителей.

Представьте себе уже знакомую жителям материка картину, когда управляющая компания становится банкротом и исчезает вместе с деньгами собственников. Как людям доказать, что они платили? — говорит Екатерина Казаченко. — В такой ситуации именно ЕИРЦ может подтвердить любой платеж.

К слову, книжки, по которым привыкли платить крымчане старшего поколения, уже давно не действуют. Ресурсные компании перестали выдавать их более года назад, но предприимчивые дельцы, пользуясь неведением многих потребителей, продолжают их печатать и продавать на каждом углу. На самом деле ресурсопоставляющие компании обязаны рассылать крымчанам счета, что они делают не всегда. Однако, уже с 1 января 2017 года, если счет на бумаге не будет подтвержден электронным дубликатом на сайте ЕИРЦ, то его можно вообще не оплачивать.

Но заработает ли центр с 1 июля 2016 года, как это предусмотрено распоряжением главы правительства Крыма — пока не могут ответить даже руководители ЕИРЦ. Государство уже внесло в уставной фонд организации 131 миллион рублей. Закуплено дорогостоящее программное обеспечение, но для начала работы расчетного центра все ресурсопоставляющие компании, а также государственные и муниципальные управляющие компании должны передать центру свои базы данных потребителей услуг. Без этого система не заработает.

— Проблема в том, что данные самих потребителей и имеющаяся у поставщиков ресурсов информация нередко разнятся. Где-то в квартире числятся три человека, а реально их два. Где-то у человека есть льготы, а они не учтены, и так далее. Все это надо свести воедино, — говорит заместитель генерального директора ЕИРЦ Марьян Пендищук. — Пока нам передали свои базы данных только «Крымтеплокоммунэнерго», «Вода Крыма» и управляющие компании, подведомственные министерству ЖКХ.

«Крымгазсети» и «Крымэнерго», по данным МинЖКХ Крыма, игнорируют эту работу. Еще хуже ситуация в сельских регионах, где, как выяснилось, у управляющих компаний вообще нет компьютерной базы данных потребителей, и учет они ведут в амбарных книгах. Из 164 муниципальных и государственных унитарных предприятий сферы ЖКХ только 53 обменялись информацией с ЕИРЦ, и лишь пять из них находятся в финальной стадии передачи данных. Да и сам центр пока не имеет сайта и утвержденной формы ЕПД. А дедлайн наступает через месяц с небольшим.