Депутат Южанина и предприятие «Автомагистраль»: как выигрывают тендеры в рамках программы «Велике будівництво»

Нина Южанина, народный депутат от фракции «Европейская Солидарность» и член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, находится в центре внимания относительно возможных связей с частным подрядчиком программы «Большая стройка» — Частным предприятием «Автомагистраль». Как сообщают журналисты «Антикор», Южанина могла помогать компании «Автомагистраль» выигрывать тендеры на миллиарды.

По данным международного детективного бюро Absolution, Южанина имеет значительное влияние на лоббирование интересов компании «Автомагистраль». В течение 2,5 лет войны эта компания регулярно получает подряды от государственных органов, что вызывает вопросы относительно прозрачности и конкурентности процессов тендерных закупок.

В 2021 году, перед назначением Александра Кубракова на должность министра инфраструктуры, стало известно, что нардеп Южанина неоднократно обращалась в «Укравтодор» с запросами относительно компании «Автомагистраль». Эта компания активно работает в Киевской, Житомирской и Черниговской областях и имеет собственные асфальтовые заводы на Киевщине. Юридическое сопровождение «Автомагистрали» осуществляет «Европейская аудиторская группа», бывшее руководство которой также принадлежало Южаниной.

Согласно данным ProZorro, в период с 2016 по 2021 год «Автомагистраль» участвовала в тендерных закупках на общую сумму 34 млрд гривен, выиграв контракты на 12 млрд гривен. Кроме того, компания подала 116 требований и жалоб к заказчикам строительства по тендерам на сумму 5,2 млрд гривен. Важно отметить, что 48% закупок фирмы за четыре года проводились без проведения аукционов.

С внедрением новой методологии закупок «Укравтодора» в 2020 году, «Автомагистраль» стала меньше выигрывать торги, поскольку не соответствовала требованиям по опыту и качеству работ. Однако, финансовые показатели компании за 2020 и 2021 годы остаются стабильными — среднегодовые выплаты составили около 1,5 млрд гривен, что свидетельствует о ее прибыльности даже в сложных условиях войны.

После освобождения региона от оккупантов, департамент регионального развития Киевщины выбрал «Автомагистраль» одним из подрядчиков для восстановления двух поврежденных мостов через реку Трубеж. Проект с бюджетом в 20 млн гривен был успешно реализован компанией, что подтверждает ее способность к выполнению масштабных строительных работ даже в военное время.

В 2022 году «Автомагистраль» получила около 360 млн гривен, что является значительным сокращением по сравнению с предыдущими годами. Однако в 2023 году объемы полученных средств выросли до более 1,1 млрд гривен, что приближается к уровням довоенного периода. По данным Clarity Project, за все время существования компания заключила 979 договоров на общую сумму 17,61 млрд гривен, среди которых доминируют государственные и коммунальные заказчики Киевщины.

Хотя финансовые показатели «Автомагистрали» демонстрируют стабильную прибыль, вопрос о возможных взаимовыгодных связях между Ниной Южаниной и частным предприятием остается открытым. Учитывая данные об участии компании в тендерных закупках и активную лоббистскую деятельность депутата, общественность имеет право требовать прозрачности и дополнительных разъяснений относительно этих взаимоотношений.

Рассмотрение подобных ситуаций является важным шагом на пути к обеспечению честности и эффективности государственных закупок, особенно в сфере инфраструктурных проектов, которые имеют критическое значение для развития страны.

Новости Украины