Несмотря на простоту конструкции рулевой рейки, этот элемент автотранспортного средства играет большую роль в управлении во время движения. В связи с этим исправности рулевой рейки уделяется особое внимание. Ведь от нормального функционирования рулевого управления зависит безопасность и жизнь не только самого владельца автомобиля, но и других участников дорожного движения.
Виды рулевых реек
Такой механизм, как рулевая рейка, довольно старый и в разное время он претерпевал различные изменения. В зависимости от вида устройства и типа рулевого усилителя различается и ремонт рулевой рейки, его особенности и этапы. На сегодня существуют следующие виды механизмов:
- Механический. Поворот руля выполняется исключительно с помощью силы водителя. Автомобиль при этом отличается небольшой маневренностью и трудностью управления.
- Рулевая рейка с гидроусилителем руля (ГУР). Управление автомобилем облегчается благодаря давлению масла, которое создается с помощью распределителя и торсиона.
- Рулевая рейка с электроусилителем руля (ЭУР). Управление осуществляется через ЭБУ с помощью датчиков (ABS).
На современных автотранспортных средствах устанавливаются рулевые рейки с электрическим приводом, во многом превосходящим ГУР по всем эксплуатационным характеристикам. Но одновременно с этим ремонт такого механизма является самым сложным.
Основные симптомы неисправности рулевой рейки
Тщательный осмотр и дальнейший ремонт механизма рулевого управления автомобиля требуется, если водитель отмечает такие явления:
- вибрации рулевого колеса во время движения авто;
- нетипичные шумы при наезде на неровности;
- рулевое колесо слишком легко поворачивается, возникает люфт;
- поворот руля не совпадает с поворотом соответствующих колес;
- стук при езде по неровной дороге;
- затруднительное вращение руля при резких поворотах;
- произвольное поворачивание руля;
- после поворота руль автоматически не становится в исходное положение.
Также требуется ремонт рейки руля с ЭУР или ГУР при возникновении следующих неисправностей:
- следы ржавчины на деталях рулевого механизма;
- износ стенок картера распределительного механизма ГУР;
- износ зубьев реечного механизма;
- повреждение уплотнительных сальников и резинок.
Этапы выполнения ремонтных работ
Реечное устройство механического типа значительно легче отремонтировать, чем механизм с ГУР или ЭУР. Ремонт такой рейки можно выполнить самостоятельно у себя в гараже. А вот для восстановления более современных реек с ГУР и ЭУР потребуется специальное оборудование, опыт и знания.
Ремонт всех типов рулевых реек выполняется в несколько этапов:
- демонтаж механизма рейки с автомобиля:
- разборка, очистка от грязи и поиск повреждений;
- восстановление поврежденных деталей или замена на новые;
- очистка и визуальный осмотр зубчатого вала;
- обратная сборка с установкой новых сальников, уплотнительных колец и пыльников.
Главным условием проведения любого ремонта является чистое помещение и стол, а также подготовленность мастера.